Известно, что в ходе интеллектуального развития
человека количество клеток коры головного
мозга (20 млрд.) увеличится не очень сильно
по сравнению с тем, каким оно было при рождении.
Это означает, что усложнение психических функций
и формирование способностей к интеллектуальной
деятельности происходит на фоне не количественных,
а качественных изменений мозга - повышения
активности его функционирования и усложнения
структуры под воздействием внутренних биологических
и внешних обучающих факторов. Любое действие,
которому ребенок обучается вновь, основано
на вовлечении в активную работу новых мозговых
клеток; у новорожденного активно функционирует
до 20% всех мозговых клеток, в дальнейшем
число активных клеток постепенно будет увеличиваться.
Чем больше клеток способно в нужный момент
быстро активизироваться и передать нервные
импульсы, тем эффективнее и подвижнее процессы
мышления, тем легче человек будет осваивать
новое - для этого готова биологическая основа.
Одновременно с этим происходит усложнение
структуры мозга: нервные клетки не изолированы
друг от друга; полученный одной клеткой нервный
импульс будет передан другим, так формируются
пути для передачи информации. Нервные волокна,
по которым проходит импульс, как бы обрастают
оболочкой, защищающей его от рассеивания и
ослабления. Все эти процессы происходят благодаря
воздействию внешней среды, побуждающей клетки
мозга к активной передаче информации, идущей
от органов чувств. Бедная внешняя среда затормаживает
эти процессы, а разнообразная - стимулирует;
то есть внешние воздействия влияют на внутреннюю
биологическую структуру мозга. Американский
нейрофизиолог Х.М.Дельгадо говорит: "Мозг
строит себя из внешней среды".
В настоящее время специалисты придерживаются
того мнения, что наследственность даже меньше
влияет на умственные способности, чем обучающая
среда. Усиленно стимулировать указанные выше
процессы у ребенка целесообразно в возрасте
до 3-х лет, поскольку именно в это время клетки
мозга имеют наибольшую способность к образованию
новых связей, и к трем годам мозговая структура
уже сформируется на 90%. Акцентируя внимание
на важность этого этапа в жизни человека,
не надо забывать и о значении периодов, предшествующих
ему - это период внутриутробного развития
и период перед зачатием. Учитывая, что это
достаточно самостоятельная тема, имеющая значительный
медицинский аспект, она здесь не рассматривается.
Если ребенок в раннем возрасте не слышит
человеческой речи, он практически не способен
ее освоить в дальнейшем, например, случаи
детей, выросших в среде диких животных в джунглях;
у мальчика Маугли, созданного фантазией Киплинга
реальный прототип - агрессивный дебил, передвигающийся
на четвереньках. Если нормально слышащий ребенок,
родившийся в семье глухонемых родителей в
раннем детстве находится только в их обществе,
то задержки в развитии интеллекта не удастся
избежать. Очевидно, это всеобщий закон, действие
его обнаруживается и в животном мире. Кинологи
говорят, что добиться высоких результатов
в дрессировке можно только, начав занятия
не позже определенного возраста щенка.
Общеизвестны случаи самостоятельного плавания
с 6 месячного возраста, умение читать в 2
года, свободное владение несколькими языками
к 4-м годам. В Японии широко распространен
метод обучения игры на скрипке по Сузуки с
2-хлетнего возраста. Сторонником раннего обучения
является основатель фирмы SONY Масару Ибука
его книга так и называется "После трех
уже поздно". Интересна методика музыкального
развития с 2-х лет педагога Т.Юдовиной. К
возможности направленного формирования способностей
стихийно пришли отец известного шахматиста
Гаты Камского и отец венгерских шахматисток
Жужи и Юдит Полгар, которые начали заниматься
с ними с раннего детства. А благодаря музыкальной
атмосфере и ранним занятиям в семье, русский
композитор-классик Сергей Прокофьев уже в
4 года небезуспешно пытался сочинять музыку.
Леопольд Моцарт - австрийский музыкант, укладывал
своего грудного сына Вольфганга Амадея возле
своего клавессина, когда играл на нем. К семи
годам будущий великий композитор уже сочинял
экспромтом музыкальные произведения на предлагаемые
ему музыкальные темы. А.С.Пушкин, можно сказать,
прошел полный курс раннего детского обучения.
У него было два главных педагога: его няня
Арина Родионовна и дядя Василий Львович Пушкин
- известный в то время поэт, который и привел
будущего великого русского поэта в Лицей.
Педагогические системы раннего обучения
появились в практической педагогике в конце
прошлого века (М.Монтессори, Ф.Фребеля и др.).
Интенсивные исследования раннего детства с
начала 50-х годов, нашедшие отражение в работах
Г.Домана, К.Орфа, Б.Эльконина, Р.Фьюэлл, П.Вэдэзи
и др., привели к убежденности в необходимости
раннего обучения. Однако, такого рода знания
не вошли в широкую педагогическую практику.
В реальной же действительности подавляющее
большинство родителей до поступления ребенка
в детский сад не уделяют внимания интеллектуальному
развитию, а сосредоточиваются только на уходе
за ребенком и удовлетворении его физиологических
потребностей. Отчасти это связано с тем, что
с рождения из специалистов ребенком занимается
только педиатр, а его как врача прежде всего
интересуют медицинские аспекты детского здоровья
(вес, рост, зрение, слух, легкие, иммунитет
и др.), которое он оценивает по установленным
критериям, на интеллектуальное же и психическое
развитие ребенка обращает внимание лишь тогда
когда оно имеет значительное отклонение. Степень
развития мозга, его основных функций и личности
ребенка как продукта деятельности этого органа
так тщательно не оценивается. Особенно это
относится к детям, родившимся здоровыми. За
детьми, имевшими осложнения при рождении,
обеспечивается постоянное наблюдение, мероприятия,
стимулирующие развитие, чтобы в дальнейшем
избежать задержки интеллекта и вывести ребенка
на максимально возможный для него уровень.
И зачастую родители достигают в этом отличных
результатов. Именно поэтому образ школьного
всезнайки чаще ассоциируется с болезненным
худеньким мальчиком-очкариком, чем с розовощеким
здоровяком. Развитием же детей, не имевших
ранних проблем практически никто не обеспокоен,
в связи с чем потенциальные возможности возраста
не раскрываются, хотя природные задатки беспроблемных
детей для интенсивной интеллектуальной деятельности
выше. Одно из следствий такого родительского
благодушия - крепкие парни чаще избирают профессии
с невысокой интеллектуальной нагрузкой.
Не лучшую позицию здесь заняла и официальная
педагогика и психология: лекотеки создаются
только для посещения детей, имеющих проблемы
и отстающих в развитии. (Лекотека - специально
подобранный комплект игрушек, стимулирующих
развитие конкретных психических функций и
процессов.) Каждое дошкольное учреждение должно
оснащаться ею. В идеале - семейная лекотека.
Отсутствие этих знаний у родителей приводит
к тому, что детского психолога ребенок впервые
посещает пред школой или в первом классе,
когда небольшие отклонения превращаются в
большие проблемы. Дети родителей-психологов,
и особенно детских, находятся в привилегированном
положении, поэтому имеют более высокий уровень
интеллекта, среди них крайне редко встречаются,
так называемые, неблагополучные дети.
Идеи обучения детей раннего возраста сформировались
благодаря результатам, полученным в ходе реабилитации
детей с задержкой в развитии, которые в дальнейшем
воплотились в первые программы для здоровых
детей. Целью такого рода программ обучения
не является обмануть природу и достигнуть
каких-либо фантастических навыков у ребенка
в раннем возрасте, хотя и это возможно. Более
важной задачей раннего обучения является развитие
основных психических функций - внимания, памяти,
воображения, логического мышления - формирование
основы способностей к творческой переработке
информации и к творчеству в целом. В этом
смысле развивающие занятия с малышом надо
рассматривать как процесс формирования интеллектуальной
базы умственных способностей взрослого возраста.
Не будет большим упрощением сравнивать эти
процессы с технологией изготовления персонального
компьютера. Небогатая обучающая среда - получим
386-ю модель (малое быстродействие, ограниченная
память, невозможно работать со сложными программами)
и наоборот интенсивные занятия в раннем детстве
- Pentium III (большие возможности по переработке
информации, огромная память, разнообразное
программное обеспечение). Если далее развивать
это сравнение, то человеческую жизнь можно
разделить на три периода: возраст до 3 лет
- изготовление компьютера, детсад-школа-университет
- запись основных программ и освоение ЭВМ,
взрослая жизнь - профессиональное использование
ЭВМ. У психофизиологов есть крылатое выражение:
"Мозг хорошо устроенный лучше, чем мозг
хорошо наполненный".
Наряду с интеллектуальными навыками в дотрехлетний
период у ребенка интенсивно формируются основные
личностные характеристики: дисциплинированность,
искренность, прилежание, коммуникабельность,
осторожность, трусость или смелость, аккуратность,
чистоплотность и др. Если в более позднем
возрасте обнаруживается недостаточный уровень
этих качеств, то перевоспитание будет иметь
мало шансов на успех и вне сомнения не пойдет
на пользу психике ребенка. Сейчас многие дети,
поступая в школу, уже умеют читать и считать.
Их родители обычно полагают, что этого достаточно
для успешного обучения. Но, в большинстве
случаев эти навыки еще не гарантируют высокого
уровня сформированности интеллектуальных функций.
Ребенок может быть не очень внимательным,
иметь недостаточно развитую координацию пальцев
рук, необходимую для овладения письмом; возможны
даже более серьезные проблемы, которые обнаружат
себя только в школе - например, дисграфия.
Родители таких детей ждут от них высоких достижений
и помимо школьной нагрузки на плечи ребенка
ложится тяжесть родительских ожиданий, которые
он боится не оправдать. Дети, несмотря на
кажущуюся их подготовленность к школе, могут
не справляться с учебой, переутомляться, часто
болеть, у них может возникнуть страх перед
школой и, как следствие, так называемые школьные
неврозы. Резкий переход ребенка из домашней
обстановки к школе - всегда стресс, который
может наложить отпечаток на его личность и
дальнейшую жизнь. Раннее обучение помогает
избежать такого рода проблем: во-первых, учеба
не будет восприниматься как что-то кардинально
новое в жизни и потому пугающее, а как привычное
состояние, приносящее радость и удовольствие
и, во-вторых, гарантирует формирование тех
мыслительных функций, которые в дальнейшем
будут необходимы.
Сверхраннее обучение порождает проблему
столкновения уровня развития ребенка с обязательной
школьной программой. Обычная программа является
для таких детей тормозящей (ссылка на 13graf),
а "перескакивание через класс" вредно
сказывается на психике, особенно из-за социальных
моментов: ребенок должен быть включен в постоянный
коллектив детей, чтобы учиться осознавать
свой статус, проигрывать социальные роли,
в противном случае - роль "вечно новенького".
Выход - в организации специальных школ, классов
в гимназиях и школ для одаренных детей. Или,
что реальнее на практике - привести образовательную
нагрузку в соответствие с интеллектуальным
потенциалом ребенка за счет внешкольного образования,
например вместо одного иностранного языка
изучать три, добавить дополнительные общеобразовательные
предметы (история мировой культуры, искусствоведение
и т.п.), музыку, шахматы, программирование...
Известный немецкий психолог и педагог П.Штрук,
автор популярной на Западе у родителей книги
"Искусство воспитания" советует
обязательно не работать одному из родителей
до достижения ребенком 3 лет. Ведущий специалист
Института им. Сеченова Российской Академии
наук заведующий лаборатории физиологии детства
д.м.н. Шаповальников А.Н. более категоричен:
"Нельзя отлучать ребенка от матери особенно
в первые дни. Губительны для интеллекта и
здоровья ребенка ясли до 2 лет". Со справедливостью
последнего высказывания можно согласиться
только с оговоркой, что если в семье с ребенком
будут занимаются. Идеально, если с ребенком
занимается мать. Как правило, когда рождается
ребенок большая часть времени посвящается
уходу за ним и на освоение методов раннего
обучения у нее просто нет времени. Поэтому
целесообразно начинать подготовку к таким
занятиям еще в дородовый период, в течение
которого возможно, например, освоение родительского
массажа по методу Международной ассоциации
детского массажа (Дания). В отличии от медицинского,
он показан абсолютно всем детям. Кроме благоприятного
влияния на здоровье и психическое развитие
ребенка, массаж становится еще одним средством
общения ребенка с матерью. Под руководством
детского психолога будущей маме желательно
освоить игровые методы раннего обучения. После
рождения ребенка она будет применять их самостоятельно,
а также участвуя в индивидуальных занятиях
с психологом. Когда ребенок уже хорошо сидит
и ползает, его можно помещать ненадолго в
малую группу детей такого же возраста сначала
в присутствии матери, а затем и без нее. Такие
занятия могут проводиться 2-3 раза в неделю.
Примерно с двухлетнего возраста дети могут
находиться в группе без родителей практически
весь день после привыкания. В коллективе сверстников
в игровой форме полезно проводятся развивающие
занятия и обучение навыкам социального взаимодействия,
которые способствуют становлению черт характера,
необходимых во взрослой жизни. Безусловно,
дети такого возраста не могут все одновременно
сесть за парты и по команде чем-то начать
заниматься, однако используя специальные приемы
и методы, можно снять эти трудности.
В последнее время в русских семьях широко
распространилась практика привлечения гувернеров
или нянь. При всех достоинствах изолированного
воспитания, оно никогда не научит ребенка
эффективно общаться со сверстниками, постоять
за себя или наоборот, уступить в нужный момент,
играть по правилам, воспринять и соотнести
свое поведение с поведением детей - все эти
и другие навыки приобретаются только в группе
детей.
Социальным научением, также как и интеллектуальным
развитием лучше начинать заниматься возможно
раньше. Не случайно, что существующие психологические
тесты, ориентированные на годовалых детей
уже включают социальные аспекты. Более того,
повсеместно в психодиагностику помимо широко
известного коэффициента интеллекта IQ, вводится
так называемый эмоциональный коэффициент -
EQ, т.к. известно, что высокий IQ не гарантирует
достижения успеха в жизни без умения реализовать
его в социуме. Регулярное нахождение ребенка
в группе, кроме того, может являться для него
своего рода психопрофилактикой. Любая семья
имеет некоторые сложившиеся ограничения и
запреты на поведение ребенка. Зачастую они
противоречат внутренним физиологическим импульсам
ребенка, что приводит к их подавлению, сдерживанию.
Такие импульсы, не получившие разрядки (побегать,
покричать, постучать, рассердиться и т.п.)
не исчезают, а накапливаются в виде психоэмоционального
напряжения, которое может проявляться в различных
формах неадекватного поведения (повышенной
агрессивности или наоборот, чрезмерной робости,
"зажатости") и невротических состояниях
(страхи, энурез, энкопрез, навязчивости).
В обществе сверстников ребенок легко разрядит
это напряжение и отреагирует свои подавленные
импульсы. У многих родителей может возникнуть
вопрос: не вызовут ли интенсивные интеллектуальные
занятия переутомление ребенка, способное нанести
ущерб его психике? Этого не следует опасаться,
так как до 3-х лет ещё очень сильны механизмы
физиологической защиты, которые проявляются
в отказе ребенка выполнять задание, плаче
или сонливости, а в более старшем возрасте,
если возникают признаки переутомления, воспитатель
или мама вовремя это выявит и не допустит
перегрузки.
Ребенка, особенно первого, супруги ожидают
как источник только радости, но с его рождением
на мать ложится груз непривычных обязанностей
по уходу за ним. Когда же малыш начинает говорить,
то приходят новые хлопоты: ребенок часто капризничает
и радость родителям доставляет в основном
тогда, когда ему дают то, что он просит (очередную
игрушку или что-то вкусное). Многих родителей
впервые посещает разочарование - они ожидали
большей радости, чем то, что оказалось на
самом деле. Метод раннего обучения развивает
не только высокие интеллектуальные и творческие
способности, но и такие черты личности, которые
будут способствовать взаимопониманию между
родителями и ребенком. Раннее обучение предполагает
непрерывный патронаж спецыалиста, как правило,
детского психолога за поведением ребенка всегда
позволит ему выяснить, с чем связаны негативные
проявления, подсказать родителям способы их
преодоления. И, как результат, психика ребенка
становится устойчивой и стабильной. Родители
постепенно начинают ощущать, что потраченное
на ребенка время не напрасно - малыш начинает
доставлять больше радости и удовольствия,
отчего многие из них согласятся со справедливостью
выражения, если ребенок и не является счастьем,
то вполне может заменить его.
Человечество давно задумывается о природе
одаренности, считая её случайным, непредсказуемым
явлением. Само слово "одаренность"
в буквальном смысле означает - подаренные
способности. Скорее всего, это понятие проникло
в лексикон из религии ("Бог одаряет каждого
по потребе...", "Он одарил человека
разумом и совестью...", "Не все
одарены равными способностями..." см.
Библию). Многие авторы популярных психологических
изданий (см. "Одаренные дети", Карел
Тэкэкс и М.Карнес, пер. с англ., 1991 г.,
Нью-Йорк) также укрепляют родителей в мысли
о случайно-наследсвенной природе одаренности,
направляя свои рекомендации не на формирование
талантов, а лишь на выявление детей их имеющих
и развитие этих талантов. С достаточной степенью
уверенности уже сейчас можно утверждать, что
одаренность есть не что иное как выдающиеся
интеллектуальные способности, база которых
закладывалась в раннем детском возрасте под
воздействием внешних обучающих факторов. Само
же понятие одаренность в обыденном понимание
с позиций формальной логики можно отнести
к так называемым пустым понятиям. Поэтому
метод раннего обучения можно рассматривать
как один из путей познания природы одаренности
и не только прогнозировать, но, возможно,
и планировать ее.
В свое время когда промышленности потребовалось
значительное количество рубинов и сапфиров,
большее, чем она получала в виде самородков,
люди изучили природу происхождения драгоценных
камней и стали выращивать их в достаточном
количестве и нужных свойств. Тенденции роста
числа авторских методик, связанных с ранним
детским обучением позволяет утверждать, что
в ближайшие десятилетия педагогические знания,
которыми сегодня владеют отдельные психологи-энтузиасты,
станут достоянием общественности. И может
так случиться, что повзрослевшие к тому времени
дети, не удовлетворенные своими интеллектуальными
успехами, начнут предъявлять претензии родителям.
Казалось бы, все сравнительно просто и доступно
для родителей, проживающих в крупных городах,
и нет никаких препятствий обеспечить своему
чаду оптимальное воспитание. Однако, это не
так. По мнению детских психологов, родители
обращаются к ним, только когда у них возникают
проблемы на уровне состояния запущенной патологии
или их обязует к этому воспитатель или учитель
ребенка. Существует показательное наблюдение,
когда специалист по раннему обучению печатал
в газете частных объявлений объявление о продаже
или обмене игр из семейной лекотеки своего
подрастающего ребенка, то в 9 случаях из 10
звонили родители-психологи и родители-педагоги,
т.е. те, кто по определению особых проблем
с поиском таких игр не имеет. Почему остальные
категории родители не звонят, да потому, что
родители имеющие профессионаьные знания по
воспитанию детей понимают важность развивающих
игр, а всех остальных мам и пап никто этому
не учил.
Причина, по которой психологи интенсивно
занимаются с собственными детьми с пеленок
- не стремление добиться каких-то рекордных
интеллектуальных показателей (они появляются
как следствие), а желание застраховать психику
ребенка, сделать ее устойчивой к грядущим,
провоцирующим стрессы интеллектуальным нагрузкам.
Такое педагогическое мировоззрение у них,
обычно, складывается после нескольких лет
работы в практической психологии, например,
в Петербургском центре по лечению неврозов
у детей. "Занимаясь детьми возраста от
2 до 15 лет, - как говорят психологи Центра
- мы воочию убеждаемся, что большинства проблем,
которые проявят себя в школьные годы и зрелом
возрасте можно было бы избежать или сделать
их разрешение не таким сложным."
Традиционно систематическое образование
начинается с 6-7-летнего возраста. При этом
считается нормальным явлением, что дошкольным
образованием занимаются выпускники педагогических
училищ, школьным - учителя с вузовскими дипломами,
а студентов ВУЗов обучают преподаватели, имеющие
ученую степень. В то же время известно, что
к трем годам у человека биологическая основа
интеллектуальной деятельности почти полностью
сформирована. Таким образом, наиболее важный
для интеллектуального развития период человек
проводит под педагогическим контролем преподавательских
кадров невысокой квалификации. Как подчеркивал
в этой связи академик РАН Бестужев-Лада И.В.,
"дошкольное образование для человека
важнее университетского". Напрашивается
вывод: целесообразнее было бы больше внимания
уделять усиленному развитию в раннем детском
возрасте, что позволило бы в конечном итоге
сократить затраты общества на образование
населения.
Горачкова Светлана, психолог-методист
Ефремова Людмила, преподаватель-методист
Смирнова Татьяна, педагог-воспитатель