Главная

Вальдорфские школы в России

Вальдорфские детские сады

Статьи

Книги

Созидание талантов

Известно, что в ходе интеллектуального развития человека количество клеток коры головного мозга (20 млрд.) увеличится не очень сильно по сравнению с тем, каким оно было при рождении. Это означает, что усложнение психических функций и формирование способностей к интеллектуальной деятельности происходит на фоне не количественных, а качественных изменений мозга - повышения активности его функционирования и усложнения структуры под воздействием внутренних биологических и внешних обучающих факторов. Любое действие, которому ребенок обучается вновь, основано на вовлечении в активную работу новых мозговых клеток; у новорожденного активно функционирует до 20% всех мозговых клеток, в дальнейшем число активных клеток постепенно будет увеличиваться. Чем больше клеток способно в нужный момент быстро активизироваться и передать нервные импульсы, тем эффективнее и подвижнее процессы мышления, тем легче человек будет осваивать новое - для этого готова биологическая основа. Одновременно с этим происходит усложнение структуры мозга: нервные клетки не изолированы друг от друга; полученный одной клеткой нервный импульс будет передан другим, так формируются пути для передачи информации. Нервные волокна, по которым проходит импульс, как бы обрастают оболочкой, защищающей его от рассеивания и ослабления. Все эти процессы происходят благодаря воздействию внешней среды, побуждающей клетки мозга к активной передаче информации, идущей от органов чувств. Бедная внешняя среда затормаживает эти процессы, а разнообразная - стимулирует; то есть внешние воздействия влияют на внутреннюю биологическую структуру мозга. Американский нейрофизиолог Х.М.Дельгадо говорит: "Мозг строит себя из внешней среды".

В настоящее время специалисты придерживаются того мнения, что наследственность даже меньше влияет на умственные способности, чем обучающая среда. Усиленно стимулировать указанные выше процессы у ребенка целесообразно в возрасте до 3-х лет, поскольку именно в это время клетки мозга имеют наибольшую способность к образованию новых связей, и к трем годам мозговая структура уже сформируется на 90%. Акцентируя внимание на важность этого этапа в жизни человека, не надо забывать и о значении периодов, предшествующих ему - это период внутриутробного развития и период перед зачатием. Учитывая, что это достаточно самостоятельная тема, имеющая значительный медицинский аспект, она здесь не рассматривается.

Если ребенок в раннем возрасте не слышит человеческой речи, он практически не способен ее освоить в дальнейшем, например, случаи детей, выросших в среде диких животных в джунглях; у мальчика Маугли, созданного фантазией Киплинга реальный прототип - агрессивный дебил, передвигающийся на четвереньках. Если нормально слышащий ребенок, родившийся в семье глухонемых родителей в раннем детстве находится только в их обществе, то задержки в развитии интеллекта не удастся избежать. Очевидно, это всеобщий закон, действие его обнаруживается и в животном мире. Кинологи говорят, что добиться высоких результатов в дрессировке можно только, начав занятия не позже определенного возраста щенка.

Общеизвестны случаи самостоятельного плавания с 6 месячного возраста, умение читать в 2 года, свободное владение несколькими языками к 4-м годам. В Японии широко распространен метод обучения игры на скрипке по Сузуки с 2-хлетнего возраста. Сторонником раннего обучения является основатель фирмы SONY Масару Ибука его книга так и называется "После трех уже поздно". Интересна методика музыкального развития с 2-х лет педагога Т.Юдовиной. К возможности направленного формирования способностей стихийно пришли отец известного шахматиста Гаты Камского и отец венгерских шахматисток Жужи и Юдит Полгар, которые начали заниматься с ними с раннего детства. А благодаря музыкальной атмосфере и ранним занятиям в семье, русский композитор-классик Сергей Прокофьев уже в 4 года небезуспешно пытался сочинять музыку. Леопольд Моцарт - австрийский музыкант, укладывал своего грудного сына Вольфганга Амадея возле своего клавессина, когда играл на нем. К семи годам будущий великий композитор уже сочинял экспромтом музыкальные произведения на предлагаемые ему музыкальные темы. А.С.Пушкин, можно сказать, прошел полный курс раннего детского обучения. У него было два главных педагога: его няня Арина Родионовна и дядя Василий Львович Пушкин - известный в то время поэт, который и привел будущего великого русского поэта в Лицей.

Педагогические системы раннего обучения появились в практической педагогике в конце прошлого века (М.Монтессори, Ф.Фребеля и др.). Интенсивные исследования раннего детства с начала 50-х годов, нашедшие отражение в работах Г.Домана, К.Орфа, Б.Эльконина, Р.Фьюэлл, П.Вэдэзи и др., привели к убежденности в необходимости раннего обучения. Однако, такого рода знания не вошли в широкую педагогическую практику. В реальной же действительности подавляющее большинство родителей до поступления ребенка в детский сад не уделяют внимания интеллектуальному развитию, а сосредоточиваются только на уходе за ребенком и удовлетворении его физиологических потребностей. Отчасти это связано с тем, что с рождения из специалистов ребенком занимается только педиатр, а его как врача прежде всего интересуют медицинские аспекты детского здоровья (вес, рост, зрение, слух, легкие, иммунитет и др.), которое он оценивает по установленным критериям, на интеллектуальное же и психическое развитие ребенка обращает внимание лишь тогда когда оно имеет значительное отклонение. Степень развития мозга, его основных функций и личности ребенка как продукта деятельности этого органа так тщательно не оценивается. Особенно это относится к детям, родившимся здоровыми. За детьми, имевшими осложнения при рождении, обеспечивается постоянное наблюдение, мероприятия, стимулирующие развитие, чтобы в дальнейшем избежать задержки интеллекта и вывести ребенка на максимально возможный для него уровень. И зачастую родители достигают в этом отличных результатов. Именно поэтому образ школьного всезнайки чаще ассоциируется с болезненным худеньким мальчиком-очкариком, чем с розовощеким здоровяком. Развитием же детей, не имевших ранних проблем практически никто не обеспокоен, в связи с чем потенциальные возможности возраста не раскрываются, хотя природные задатки беспроблемных детей для интенсивной интеллектуальной деятельности выше. Одно из следствий такого родительского благодушия - крепкие парни чаще избирают профессии с невысокой интеллектуальной нагрузкой.

Не лучшую позицию здесь заняла и официальная педагогика и психология: лекотеки создаются только для посещения детей, имеющих проблемы и отстающих в развитии. (Лекотека - специально подобранный комплект игрушек, стимулирующих развитие конкретных психических функций и процессов.) Каждое дошкольное учреждение должно оснащаться ею. В идеале - семейная лекотека. Отсутствие этих знаний у родителей приводит к тому, что детского психолога ребенок впервые посещает пред школой или в первом классе, когда небольшие отклонения превращаются в большие проблемы. Дети родителей-психологов, и особенно детских, находятся в привилегированном положении, поэтому имеют более высокий уровень интеллекта, среди них крайне редко встречаются, так называемые, неблагополучные дети.

Идеи обучения детей раннего возраста сформировались благодаря результатам, полученным в ходе реабилитации детей с задержкой в развитии, которые в дальнейшем воплотились в первые программы для здоровых детей. Целью такого рода программ обучения не является обмануть природу и достигнуть каких-либо фантастических навыков у ребенка в раннем возрасте, хотя и это возможно. Более важной задачей раннего обучения является развитие основных психических функций - внимания, памяти, воображения, логического мышления - формирование основы способностей к творческой переработке информации и к творчеству в целом. В этом смысле развивающие занятия с малышом надо рассматривать как процесс формирования интеллектуальной базы умственных способностей взрослого возраста. Не будет большим упрощением сравнивать эти процессы с технологией изготовления персонального компьютера. Небогатая обучающая среда - получим 386-ю модель (малое быстродействие, ограниченная память, невозможно работать со сложными программами) и наоборот интенсивные занятия в раннем детстве - Pentium III (большие возможности по переработке информации, огромная память, разнообразное программное обеспечение). Если далее развивать это сравнение, то человеческую жизнь можно разделить на три периода: возраст до 3 лет - изготовление компьютера, детсад-школа-университет - запись основных программ и освоение ЭВМ, взрослая жизнь - профессиональное использование ЭВМ. У психофизиологов есть крылатое выражение: "Мозг хорошо устроенный лучше, чем мозг хорошо наполненный".

Наряду с интеллектуальными навыками в дотрехлетний период у ребенка интенсивно формируются основные личностные характеристики: дисциплинированность, искренность, прилежание, коммуникабельность, осторожность, трусость или смелость, аккуратность, чистоплотность и др. Если в более позднем возрасте обнаруживается недостаточный уровень этих качеств, то перевоспитание будет иметь мало шансов на успех и вне сомнения не пойдет на пользу психике ребенка. Сейчас многие дети, поступая в школу, уже умеют читать и считать. Их родители обычно полагают, что этого достаточно для успешного обучения. Но, в большинстве случаев эти навыки еще не гарантируют высокого уровня сформированности интеллектуальных функций. Ребенок может быть не очень внимательным, иметь недостаточно развитую координацию пальцев рук, необходимую для овладения письмом; возможны даже более серьезные проблемы, которые обнаружат себя только в школе - например, дисграфия. Родители таких детей ждут от них высоких достижений и помимо школьной нагрузки на плечи ребенка ложится тяжесть родительских ожиданий, которые он боится не оправдать. Дети, несмотря на кажущуюся их подготовленность к школе, могут не справляться с учебой, переутомляться, часто болеть, у них может возникнуть страх перед школой и, как следствие, так называемые школьные неврозы. Резкий переход ребенка из домашней обстановки к школе - всегда стресс, который может наложить отпечаток на его личность и дальнейшую жизнь. Раннее обучение помогает избежать такого рода проблем: во-первых, учеба не будет восприниматься как что-то кардинально новое в жизни и потому пугающее, а как привычное состояние, приносящее радость и удовольствие и, во-вторых, гарантирует формирование тех мыслительных функций, которые в дальнейшем будут необходимы.

Сверхраннее обучение порождает проблему столкновения уровня развития ребенка с обязательной школьной программой. Обычная программа является для таких детей тормозящей (ссылка на 13graf), а "перескакивание через класс" вредно сказывается на психике, особенно из-за социальных моментов: ребенок должен быть включен в постоянный коллектив детей, чтобы учиться осознавать свой статус, проигрывать социальные роли, в противном случае - роль "вечно новенького". Выход - в организации специальных школ, классов в гимназиях и школ для одаренных детей. Или, что реальнее на практике - привести образовательную нагрузку в соответствие с интеллектуальным потенциалом ребенка за счет внешкольного образования, например вместо одного иностранного языка изучать три, добавить дополнительные общеобразовательные предметы (история мировой культуры, искусствоведение и т.п.), музыку, шахматы, программирование...

Известный немецкий психолог и педагог П.Штрук, автор популярной на Западе у родителей книги "Искусство воспитания" советует обязательно не работать одному из родителей до достижения ребенком 3 лет. Ведущий специалист Института им. Сеченова Российской Академии наук заведующий лаборатории физиологии детства д.м.н. Шаповальников А.Н. более категоричен: "Нельзя отлучать ребенка от матери особенно в первые дни. Губительны для интеллекта и здоровья ребенка ясли до 2 лет". Со справедливостью последнего высказывания можно согласиться только с оговоркой, что если в семье с ребенком будут занимаются. Идеально, если с ребенком занимается мать. Как правило, когда рождается ребенок большая часть времени посвящается уходу за ним и на освоение методов раннего обучения у нее просто нет времени. Поэтому целесообразно начинать подготовку к таким занятиям еще в дородовый период, в течение которого возможно, например, освоение родительского массажа по методу Международной ассоциации детского массажа (Дания). В отличии от медицинского, он показан абсолютно всем детям. Кроме благоприятного влияния на здоровье и психическое развитие ребенка, массаж становится еще одним средством общения ребенка с матерью. Под руководством детского психолога будущей маме желательно освоить игровые методы раннего обучения. После рождения ребенка она будет применять их самостоятельно, а также участвуя в индивидуальных занятиях с психологом. Когда ребенок уже хорошо сидит и ползает, его можно помещать ненадолго в малую группу детей такого же возраста сначала в присутствии матери, а затем и без нее. Такие занятия могут проводиться 2-3 раза в неделю. Примерно с двухлетнего возраста дети могут находиться в группе без родителей практически весь день после привыкания. В коллективе сверстников в игровой форме полезно проводятся развивающие занятия и обучение навыкам социального взаимодействия, которые способствуют становлению черт характера, необходимых во взрослой жизни. Безусловно, дети такого возраста не могут все одновременно сесть за парты и по команде чем-то начать заниматься, однако используя специальные приемы и методы, можно снять эти трудности.

В последнее время в русских семьях широко распространилась практика привлечения гувернеров или нянь. При всех достоинствах изолированного воспитания, оно никогда не научит ребенка эффективно общаться со сверстниками, постоять за себя или наоборот, уступить в нужный момент, играть по правилам, воспринять и соотнести свое поведение с поведением детей - все эти и другие навыки приобретаются только в группе детей.

Социальным научением, также как и интеллектуальным развитием лучше начинать заниматься возможно раньше. Не случайно, что существующие психологические тесты, ориентированные на годовалых детей уже включают социальные аспекты. Более того, повсеместно в психодиагностику помимо широко известного коэффициента интеллекта IQ, вводится так называемый эмоциональный коэффициент - EQ, т.к. известно, что высокий IQ не гарантирует достижения успеха в жизни без умения реализовать его в социуме. Регулярное нахождение ребенка в группе, кроме того, может являться для него своего рода психопрофилактикой. Любая семья имеет некоторые сложившиеся ограничения и запреты на поведение ребенка. Зачастую они противоречат внутренним физиологическим импульсам ребенка, что приводит к их подавлению, сдерживанию. Такие импульсы, не получившие разрядки (побегать, покричать, постучать, рассердиться и т.п.) не исчезают, а накапливаются в виде психоэмоционального напряжения, которое может проявляться в различных формах неадекватного поведения (повышенной агрессивности или наоборот, чрезмерной робости, "зажатости") и невротических состояниях (страхи, энурез, энкопрез, навязчивости). В обществе сверстников ребенок легко разрядит это напряжение и отреагирует свои подавленные импульсы. У многих родителей может возникнуть вопрос: не вызовут ли интенсивные интеллектуальные занятия переутомление ребенка, способное нанести ущерб его психике? Этого не следует опасаться, так как до 3-х лет ещё очень сильны механизмы физиологической защиты, которые проявляются в отказе ребенка выполнять задание, плаче или сонливости, а в более старшем возрасте, если возникают признаки переутомления, воспитатель или мама вовремя это выявит и не допустит перегрузки.

Ребенка, особенно первого, супруги ожидают как источник только радости, но с его рождением на мать ложится груз непривычных обязанностей по уходу за ним. Когда же малыш начинает говорить, то приходят новые хлопоты: ребенок часто капризничает и радость родителям доставляет в основном тогда, когда ему дают то, что он просит (очередную игрушку или что-то вкусное). Многих родителей впервые посещает разочарование - они ожидали большей радости, чем то, что оказалось на самом деле. Метод раннего обучения развивает не только высокие интеллектуальные и творческие способности, но и такие черты личности, которые будут способствовать взаимопониманию между родителями и ребенком. Раннее обучение предполагает непрерывный патронаж спецыалиста, как правило, детского психолога за поведением ребенка всегда позволит ему выяснить, с чем связаны негативные проявления, подсказать родителям способы их преодоления. И, как результат, психика ребенка становится устойчивой и стабильной. Родители постепенно начинают ощущать, что потраченное на ребенка время не напрасно - малыш начинает доставлять больше радости и удовольствия, отчего многие из них согласятся со справедливостью выражения, если ребенок и не является счастьем, то вполне может заменить его.

Человечество давно задумывается о природе одаренности, считая её случайным, непредсказуемым явлением. Само слово "одаренность" в буквальном смысле означает - подаренные способности. Скорее всего, это понятие проникло в лексикон из религии ("Бог одаряет каждого по потребе...", "Он одарил человека разумом и совестью...", "Не все одарены равными способностями..." см. Библию). Многие авторы популярных психологических изданий (см. "Одаренные дети", Карел Тэкэкс и М.Карнес, пер. с англ., 1991 г., Нью-Йорк) также укрепляют родителей в мысли о случайно-наследсвенной природе одаренности, направляя свои рекомендации не на формирование талантов, а лишь на выявление детей их имеющих и развитие этих талантов. С достаточной степенью уверенности уже сейчас можно утверждать, что одаренность есть не что иное как выдающиеся интеллектуальные способности, база которых закладывалась в раннем детском возрасте под воздействием внешних обучающих факторов. Само же понятие одаренность в обыденном понимание с позиций формальной логики можно отнести к так называемым пустым понятиям. Поэтому метод раннего обучения можно рассматривать как один из путей познания природы одаренности и не только прогнозировать, но, возможно, и планировать ее.

В свое время когда промышленности потребовалось значительное количество рубинов и сапфиров, большее, чем она получала в виде самородков, люди изучили природу происхождения драгоценных камней и стали выращивать их в достаточном количестве и нужных свойств. Тенденции роста числа авторских методик, связанных с ранним детским обучением позволяет утверждать, что в ближайшие десятилетия педагогические знания, которыми сегодня владеют отдельные психологи-энтузиасты, станут достоянием общественности. И может так случиться, что повзрослевшие к тому времени дети, не удовлетворенные своими интеллектуальными успехами, начнут предъявлять претензии родителям.

Казалось бы, все сравнительно просто и доступно для родителей, проживающих в крупных городах, и нет никаких препятствий обеспечить своему чаду оптимальное воспитание. Однако, это не так. По мнению детских психологов, родители обращаются к ним, только когда у них возникают проблемы на уровне состояния запущенной патологии или их обязует к этому воспитатель или учитель ребенка. Существует показательное наблюдение, когда специалист по раннему обучению печатал в газете частных объявлений объявление о продаже или обмене игр из семейной лекотеки своего подрастающего ребенка, то в 9 случаях из 10 звонили родители-психологи и родители-педагоги, т.е. те, кто по определению особых проблем с поиском таких игр не имеет. Почему остальные категории родители не звонят, да потому, что родители имеющие профессионаьные знания по воспитанию детей понимают важность развивающих игр, а всех остальных мам и пап никто этому не учил.

Причина, по которой психологи интенсивно занимаются с собственными детьми с пеленок - не стремление добиться каких-то рекордных интеллектуальных показателей (они появляются как следствие), а желание застраховать психику ребенка, сделать ее устойчивой к грядущим, провоцирующим стрессы интеллектуальным нагрузкам. Такое педагогическое мировоззрение у них, обычно, складывается после нескольких лет работы в практической психологии, например, в Петербургском центре по лечению неврозов у детей. "Занимаясь детьми возраста от 2 до 15 лет, - как говорят психологи Центра - мы воочию убеждаемся, что большинства проблем, которые проявят себя в школьные годы и зрелом возрасте можно было бы избежать или сделать их разрешение не таким сложным."

Традиционно систематическое образование начинается с 6-7-летнего возраста. При этом считается нормальным явлением, что дошкольным образованием занимаются выпускники педагогических училищ, школьным - учителя с вузовскими дипломами, а студентов ВУЗов обучают преподаватели, имеющие ученую степень. В то же время известно, что к трем годам у человека биологическая основа интеллектуальной деятельности почти полностью сформирована. Таким образом, наиболее важный для интеллектуального развития период человек проводит под педагогическим контролем преподавательских кадров невысокой квалификации. Как подчеркивал в этой связи академик РАН Бестужев-Лада И.В., "дошкольное образование для человека важнее университетского". Напрашивается вывод: целесообразнее было бы больше внимания уделять усиленному развитию в раннем детском возрасте, что позволило бы в конечном итоге сократить затраты общества на образование населения.

Горачкова Светлана, психолог-методист
Ефремова Людмила, преподаватель-методист
Смирнова Татьяна, педагог-воспитатель

Полезные ссылки