Способ преподавания, соответствующий их
внутренним потребностям
Мы продолжаем знакомство с необычным человеком
и легендарным вальдорфским педагогом — Юрием
Ивановичем Тебератом. При очередной встрече
с ним в Киеве мы задали вопрос о развитии
мышления детей разного возраста. То, что стало
ответом на этот вопрос, может удивить некоторых
читателей — весь секрет опять-таки в образах.
Вот он — ответ старого вальдорфского учителя
Юргена Теберата.
Образно рассказанное в младших классах преображается
и действует в дальнейшей жизни ребенка. Если
дети пережили в образах то, что духовные сущности
жертвуют собою ради того, чтобы мы могли работать,
это откликнется в старших классах.
При рассказывании историй важно, чтобы образы
работали в детях, чтобы они оставались жить
в них. Для этого необходимо, чтобы учитель
сочинял все сам, чтобы он жил с тем, что рассказывает.
Как-то учитель первого класса попросил меня
рассказать у него в классе историю. Я говорил
о Неверном Брате Солнца. Когда этот класс
стал двенадцатым, я проводил с ними эпоху,
также связанную с электричеством. И тогда
дети сказали мне: «В первом классе вы рассказывали
нам о Неверном Брате Солнца. Расскажите еще
раз!». Они жили с этими образами все эти годы…
Но даже если дети забывают рассказанное —
это не страшно. Важно, что они глубоко пережили
то, как природа жертвует ради них своими драгоценностями.
Образы, даваемые в первых трех классах —
не интеллектуальны. Что происходит с ребенком
в это время, куда он стремится?
Первые три школьных года направляют ребенка
к очень важному порогу в жизни. В детском
саду и первых классах — примерно до 9 лет
— дети живут так, что чувствуют себя едиными
с окружением и не отличают себя от него. Но
после девяти лет ребенок начинает отделяться
от окружающего мира и ощущать себя самого.
Это серьезный кризис в жизни ребенка. До этого
он просто жил с указаниями учителя, но теперь
он начинает удивляться — что ты, учитель,
за человек такой, что берешь на себя право
говорить о том, как все должно быть?
В ребенке возникают тысячи вопросов о мире,
они живут в нем неосознанно. Учитель должен
отвечать на эти, часто остающиеся незаданными,
вопросы. Как это сделать? Здесь все зависит
от подготовки — от всего, что происходило
с ребенком раньше. Вначале (в первом классе)
это — сказки, которые помогают ребенку жить
с силами природы и божественными силами. Он
должен ощущать действие божественного в мире.
Во втором классе возникает потребность мыслить.
В этом возрасте мы должны начать преподносить
ребенку логику. Но как? В каком виде она может
появиться перед семилетним человеком? Это
— басни, сотворенные народом, глубоко ощущавшим
сущность мира животных. В баснях каждое животное
поступает согласно своей природе: лиса может
быть только хитрой, волк — жадным обжорой
и т.д. Какое сходство с нашими понятиями!
Характеры животных в баснях также, как и наши
логические понятия, односторонни. Если мы
говорим о красоте, то мы подразумеваем только
красоту, и ничего более. Каждое понятие также
ограничено и однонаправленно, как характер
животного. Далее, во втором классе мы переходим
к описанию животного мира, но описание это
остается образным.
Чтобы избежать некоей односторонности, наряду
с рассказами о животных, необходимы рассказы
о святых — как о людях, которые преодолели
в себе эту животную односторонность. Особенно
хороши легенды о св. Франциске. О том, как
он проповедовал на площади, а голуби заглушали
его проповедь. Тогда он обратился к голубям,
попросив их замолчать и пообещав прочесть
им проповедь после того, как поговорит с людьми.
Или о том, как Франциск пришел в город, возле
которого обитал волк, пожиравший людей, и
он обратился к волку с просьбой не трогать
жителей города, за что они обязуются кормить
его…
Рассказывание историй изменяется, чтобы соответствовать
развитию мышления детей. Если в первом классе
дети еще полностью открыты и растворены в
мире, то во втором у них появляются свои собственные
мысли…
В третьем классе связь с миром мышления запечатлена
в том, что рассказывается о событиях Ветхого
Завета, о Сотворении Мира, о сотворившей этот
Мир мысли Бога. Дети переживают это очень
глубоко: первозданный хаос, отделение тьмы
от света… Они переживают то, КАК человек учится
следовать своим мыслям, КАК мысль может творить.
Упоминается Моисей, который получил десять
заповедей от Иеговы. Люди были обязаны придерживаться
их, но каждый раз с уходом Моисея они нарушают
заповеди — отливая золотого тельца, к примеру.
Дети переживают все это, обучаясь тому, как
нужно жить и действовать, и как это трудно
— постоянно придерживаться верного пути. Моисей,
Соломон, Давид — все они были наказаны в тот
момент, когда отошли от пути, указанного Иеговой.
Образы Ветхого Завета, преподносимые в третьем
классе, не могут стать догмами. Мы не имеем
права посягать на индивидуальную свободу ребенка.
Мы можем говорить о том, что чего-то делать
нельзя, но влиять на само «Я» человека не
имеем права — поэтому не имеем права давать
догм.
Как-то в Екатеринбурге, во времена Горбачева,
я выступал перед родителями. Среди них были
и коммунисты. Они спросили меня: «Зачем нашим
детям Библия, если мы неверующие?». Я пытался
объяснить сущность образов и то, что дети
никогда не станут верующими, если это им не
суждено. Тогда один отец спросил меня: «Но
Вы ведь в конце говорите о том, что все это
выдумки?». Если мы говорим об образах, как
о выдумке, то как образы могут жить в ребенке?
Дети в третьем классе узнают о сотворении
мира, как древние иудеи, в четвертом — как
германцы, в пятом — как индусы… И родители
должны понимать, что образы не являются догмами,
но они своим воздействием помогают детям правильно
развиваться.
Итак, в третьем классе мы помогаем ребенку
ощутить то, что мысль может быть силой (как
у Бога: из мысли — сотворение Мира). Только
рассказывать истории об этом мало. Нужно еще
пространство, где можно пережить все услышанное
в действии — в ремеслах, сельском хозяйстве.
Если у школы есть свой участок, где можно
пахать, сеять, ухаживать за растениями, собирать
урожай, молотить, молоть и печь хлеб — то
это дает понимание того, КАК в нашей жизни
мышление руководит нашими делами. Здесь поможет
и строительство, и кузнечное дело…
Третий класс очень важен для детей. Если
он хорошо пройден, это подготавливает ребенка
к перешагиванию важного жизненного порога,
освобождающего от растворения в окружающем
мире, после чего ребенок находит в себя.
В четвертом классе (около 10 лет) ребенок
иначе смотрит не только на окружающий его
мир, но и на себя самого: КАК он стоит на
земле, ЧТО он делает… В это время в математике
мы ДРОБИМ числа. Математика в первых классах
— это плавание в эфирном море чисел. Здесь
числа еще остаются целыми. (Даже в век компьютеров
важно пожить в этом мире, познавая его законы
— умножения, сложения, вычитания…) В первых
классах дети входят в мир чисел. Учатся ритмически
— учатся считать, ритмично шагая под счет.
В четвертом классе мы разделяем единицу.
Дети на новом этапе ощущают то, что они переживали
в первом классе. Сейчас мы открываем в единице
бесконечное множество чисел. Некоторые учителя
даже говорят, что единица — это самое большое
число, ведь из нее могут происходить все числа.
Так мы знакомимся с ДЕЛЕНИЕМ — математическим
действием. Но некоторым ученикам это не просто
понять. Тогда можно разорвать лист бумаги
на клочки, распределив их между учениками.
И тогда становится понятным, как из одного
может возникнуть много. Мы начинаем не со
сложения, а с разделения — РАЗДАЕМ. Это очень
важно, ведь если начать с СОБИРАНИЯ, мы можем
подвести детей к эгоизму (одно — хорошо, два
— лучше, тысяча — еще лучше…). Ведь такие
математические действия (раздробление единицы,
дробь) учат ребенка в том числе и моральности.
Мир целых чисел — прекрасен. Но это — еще
не земной мир. В земном мы раздробляем. Не
всегда можно что-то разделить поровну. Если
мы раздали равное число яблок всем, и осталось
одно, то мы его режем на части, чтобы поделить
между всеми. Дроби применяются везде в земной
жизни, и дети это чувствуют. Дети чувствуют:
мы становимся практичными людьми.
В четвертом классе появляется первая география.
С чего она начинается? С плана класса. Это
чрезвычайно важно. Ведь если мы смотрим на
здание, то видим — стены, крышу… Видим объем.
Видим и чувствуем. Но для того, чтобы создать
что-то в этом мире, нужно впечатления наших
чувств УНИЧТОЖИТЬ — низвести видимые нами
стены до основания. Это важно, ведь до этого
дети жили с тем, что они воспринимают в этом
мире — здание: стены, крыша. (А современные
здания просто-таки нечеловечны со своей плоской
крышей — они не учат тому, что у человека
есть голова…) Шагами — измеряем основание,
заводя разговор о МЕРАХ. Как мерили древние
— частями тела (аршин, локоть…). Говорим о
том, как люди страдали от того, что в разных
странах существовали разные меры. И вот люди
захотели создать новую меру, одинаковую во
всех странах. Из замеров земли они получили
новую меру, которую назвали метром. Рисуем
класс, школу, родной город. В этом очень много
образного — важно, чтобы дети понимали, почему
именно ТАКОЙ город стоит именно на этом месте
Что еще происходит в четвертом классе и как
это связано с развитием мышления? Это древнегерманская
мифология — с одной стороны, а с другой —
учение о животных. Можно задаваться вопросом,
какие мифы рассказывать в Украине — древнегерманские
или древнерусские, но именно древнегерманская
мифология хороша для этого класса. Это связано,
во-первых, с тем, что они хорошо сохранились,
в во-вторых, с их содержанием, с богатством
образов, ведь древнегерманское миротворение
так непохоже на ветхозаветное. Оно чрезвычайно
«химично»: мир сотворяется из стихий — вечно
существовавших огня и льда. Когда искры огня
падают на лед, то появляется вода, которая
устремляется в пропасть между льдом и огнем.
Из этой воды выходят великан и огромная корова.
Великан производит на свет других великанов
— они появляются у него между пальцев и под
мышками. Корова же вылизывает изо льда трех
богов, которые убивают великана. Так сотворяются
мир — мясо великана превращается в землю,
кости — в камни, кровь — в моря и реки, череп
— в небосвод, и из мозга получаются облака…
Отличием от древнееврейского повествования
о сотворении мира есть то, что боги сами живут
в сотворенном ими мире и погибнут вместе с
его уничтожением. После чего из этой катастрофы
создастся новый мир. В нашей культурной эпохе
важно по-новому осознать понятие РАЗВИТИЯ
в дальнейшей судьбы Земли. Поэтому этот момент
в древнегерманском мифе — все уничтожается,
чтобы потом появиться заново — является очень
важным.
Возраст, соответствующий 4-5 классу, в некотором
смысле является самым важным промежутком в
развитии мышления ребенка. С 12-ти лет начинается
отвердение костей, движения ребенка становятся
неуклюжими. Мысли тоже становятся неуклюжими,
негибкими. Ребенок постепенно утрачивает связь
со внешним миром. Если до 12-ти лет мы могли
любоваться ловкостью детей — как они бегают
между партами, взбираются куда-нибудь и т.д.,
то после двенадцати они начинают за все цепляться,
все задевать… Поскольку наше мышление напрямую
связано с телом, то до 12-ти лет дети могут
учиться самому важному — ЖИВОМУ МЫШЛЕНИЮ.
Позже будет уже поздно. Конечно, в зрелом
возрасте человек может самостоятельно вырабатывать
в себе это качество, но в возрасте до двенадцати
это умение можно дать каждому. Если человек
не жил живыми понятиями в детстве, ему придется
серьезно над собою работать.
В учении о человеке и животных ясно видно
образное преподавание. Начнем с человека —
благо для таких наблюдений у нас много материала
— целый класс. Посмотрим на голову — она так
похожа на шар. Что она делает? Ничего. Она
едет на туловище, как директор в своей машине.
Мне тут сказали, что ЗИСы у вас больше не
ценятся. Какая машина достаточно престижна
для директора? «Мерседес» подойдет? Директор
сидит в своем «Мерседесе», и никто не ждет
от него, что тот сейчас возьмется за лопату…
Но он должен сознавать все, что происходит
на заводе. Он ОТРАЖАЕТ в себе все события.
Голова — как великое зеркальное отражение
всего мира. При этом очень важно то, что мы
не можем оценивать человека по тому, насколько
он одарен, насколько у него «светлая голова».
Ведь одаренность не является заслугой человека.
Она дается ему. Достоинство человека зависит
от того, что он делает. «Светлая голова» —
это хорошо, но это всего лишь качество отражения
окружающего мира внутренним зеркалом.
Голова покоится на туловище. А что такое
туловище? Сзади у нас много костей — спина,
ребра, таз… Мы даем детям почувствовать это
— что сзади больше костей, чем впереди. Наше
туловище — это сегмент великого шара, включающего
в себя весь мир. Мы вдыхаем и выдыхаем образ,
связывая себя с миром. Весь мир является частью
нашего организма, а мы являемся частью мира.
Важно, чтобы дети ощущали это: своим телом
мы — часть окружающего мира. Это действует
на социальное развитие ребенка. Божественные
силы солнца и звезд вселяют в наше туловище
руки и ноги. Наши конечности подобны линиям
или лучам, но их смысл — действовать, преобразовывать
мир. Важно, чтобы дети почувствовали, что
наши конечности только тогда выполняют свое
предназначение, когда мы действуем здесь,
на земле.
Перейдем теперь к животному миру. Нам не
нужно рассматривать всю энциклопедию, можно
просто брать по одному представителю разных
видов животных. К примеру, если мы рассматриваем
низших животных, это может быть, скажем, червь
(или — медуза, каракатица и пр.). Червь —
длинный, у него нет внутреннего пространства,
которое присутствует в груди человека. Покрытый
слизистой оболочкой и щетинками, он пробивает
себе путь в земле, воспринимая ее не только
извне — маленьким ртом он поглощает землю
и проводит ее через себя. Можно сказать, что
червь есть одно лишь восприятие, отражение
мира — как и наша голова.
Также и любое другое низшее животное. Там
всегда нет внутренней душевной жизни. Всегда
— лишь отражение окружающего. Известен ли
вам пример приводимый Рудольфом Штайнером
— каракатица? Все тело каракатица — как сплошная
голова.
Постепенно дети начинают это ощущать. Но
вначале мы не говорим о связи человека с животным
миром. Речь об этом пойдет гораздо позже.
Как и о том, что тело человека — как сведение
воедино всего животного мира. То, что есть
моей головою — это то, что в мире животных
является низшими животными. Туловище — это
высшие животные. И пускай дети забудут, о
чем шла речь на этих уроках, но ощущение того,
что голова — это низший животный мир сыграет
свою важную роль. Роль моральную, ведь если
моя голова — это собрание всех червей, медуз,
каракатиц, осьминогов и т.д., то нет никакой
заслуги в том, что голова «светлая». Это не
значит, что человек со «светлой головой» более
достойный.
Туловище человека являет собою мир высших
животных. Примером является мышь — вся ее
жизнь направлена на обслуживание туловища.
И дети постепенно учатся понимать то, что
наше туловище — связано с миром высших животных.
Тогда возникает вопрос: что же тогда в человеке
является истинно человеческим? И удивляющий
ответ. Ведь это не голова (такая умная!) —
родственная миру низших животных, не туловище
— вместилище собранных высших животных… Это
— наши руки. Ими мы можем творить в мире чудесные
дела. Кто-то из детей может возразить: животные
могут развиваться и когда-то станут подобны
человеку. На это можно ответить, что археологические
раскопки говорят о том, что, скажем, наиболее
древний из предков лошадей имел на конечностях
пальцы, как у человека. По более поздним раскопкам
видно, что постепенно вид конечностей менялся,
пальцы поднимались, превращаясь в хрящи… Из
этого видно, что животные находятся не на
пути к человеку, а на пути от него. Очень
интеллектуализированные дети могут возразить,
что мы действуем не только руками, но и головой.
Когда пишем роман, например. Но можно заметить,
что если мы пишем роман, то творим мы сущностью
наших рук. Описывая героя, мы как бы ощупываем
его руками. Важно, чтобы эти образы запечатлевались
в детях — что истинной ценностью человека
есть то, что он может обучить свои руки действовать.
Материал подготовила Виталина Маслова.