По всему миру работают штайнеровские,
или вальдорфские, школы. В настоящее время их
около шестисот. В них учителя стремятся воплотить
принципы штайнеровской педагогики в наиболее
полном виде. Одновременно общеобразовательные
школы в различных странах используют педагогические
импульсы, которые дает им штайнеровская педагогика.
В одних из них отдельные методические находки
служат добавлением к общему учебному процессу.
В других — учителя, основательно и серьезно
ознакомившись с основными понятиями штайнеровской
педагогики, касающимися учения о человеке, пытаются
обновить учебный процесс в целом.
Например, в Финляндии работает
почти двадцать штайнеровских школ, финансируемых
государством. Педагогические разработки, сделанные
в них, внедряются затем в общеобразовательные
школы.
В современном мире штайнеровская
педагогика продолжает оставаться реформаторской,
хотя первая школа была основана в 1919 году
в Штуттгарте в Германии для детей рабочих табачной
фабрики “Вальдорф-Астория”. Именно поэтому в
одних странах штайнеровскую педагогику называют
по имени ее основателя Рудольфа Штайнера, в
других — вальдорфской, по месту нахождения первой
школы.
Первая школа была основана
в Германии, поэтому иногда можно услышать, что
и штайнеровская педагогика является немецкой.
На самом деле такие утверждения являются огромным
заблуждением. Неоспоримо, что в Германии шла
и идет огромная работа по развитию штайнеровской
педагогики, но по своей внутренней сущности
она, несомненно, интернациональна. Как сущность
человека везде едина, независимо от страны проживания,
цвета кожи или культурной среды, так и стремление
к совершенному обучению и воспитанию, познанию
законов человеческого развития и роста в своей
основе едино и не зависит от существующих в
мире границ. С другой стороны, следует понимать
и то, что обучение должно основываться на культурной
традиции конкретной страны.
Естественно, что к школьникам
больших городов следует обращаться иначе, чем
к детям, живущим, скажем, в маленьком селении
среди лесов, в горах или в степи. Американское,
российское или китайское общество требует различных
форм обучения. Ребенок из христианской семьи
впитывает моральные нормы сквозь призму иной
культурной традиции, чем ребенок-мусульманин.
Песни, которые поют матери детям и на основе
которых маленький человек получает первое музыкальное
образование, у разных народов различны.
Человеческое различие — это
безмерное богатство. Попытка воспитания на принципах
одинаковости, принуждение детей к стандартному
обучению и единым формам воспитания, приведение
всех и вся к единому культурному знаменателю
— огромная ошибка, свидетельствующая о беспомощности
человечества в понимании своей природы.
Но при всем различии людей
объединяет одно-единственное качество — человечность,
которое и делает человека воистину человеком.
Однажды для нас, гостей из далекой северной
страны, пел песню тувинский пастух. Она содержала
глубокий смысл: “Един для всех отец наш — Небо.
Едина для всех нас мать — Земля. И мы, люди,
— дети одних родителей”.
Поэтому перед современной педагогикой
стоит серьезнейшая задача: как научить детей
взаимодействовать с другими культурами и воспитать
в них истинное чувство понимания и уважения
к ним?
Современная школа должна воспитывать
детей так, чтобы, став взрослыми, они уверенно
себя чувствовали и в лесной глуши, и в переполненном
аэропорту большого города, чтобы при встрече
друг с другом обращали внимание не на цвет кожи
или принадлежность к той или иной конфессии,
т.е. не на то, что является внешней формой,
а видели действительную внутреннюю сущность
человека.
Форм совершенной педагогики
существует так же мало, как совершенных людей.
Но из всех известных мне течений педагогической
мысли, и это я могу сказать с полной ответственностью,
только штайнеровская педагогика является самой
интернациональной по своей внутренней сути.
Она способна воспитать открытость к миру и уважение
к многообразию культур и людей, способна принимать
различные формы в зависимости от окружающей
культурной среды. Именно по этим глубинным сущностным
причинам нельзя называть штайнеровскую педагогику
немецкой или чьей бы то ни было педагогикой.
И в то же время можно говорить о немецкой, английской,
русской, казахской, украинской или южноафриканской
штайнеровской педагогике. Ведь человечность
не принадлежит какому-то одному народу, она
едина для всех и лишь принимает различные национальные
формы.
Основой штайнеровской педагогики
является уважение к индивидуальности каждого
человека, к его свободе и творческим возможностям.
Поэтому такая педагогика не могла существовать
в тоталитарных режимах. В Германии она была
запрещена после прихода к власти национал-социалистов.
После второй мировой войны штайнеровские школы
опять стали создаваться, вначале в Центральной
Европе, а затем по всему миру. Начиная с 1989
года о штайнеровских школах заговорили и в бывшем
СССР.
В настоящий момент семинары
по штайнеровской педагогике проходят в России,
Казахстане, на Украине, в странах Прибалтики
и в Грузии. Популярность штайнеровской педагогики
за последнее время сильно возросла. Одной из
ее причин являются хорошие результаты. Например,
в Финляндии, где существует система государственных
выпускных экзаменов, средний экзаменационный
балл у выпускников штайнеровских школ выше,
чем в среднем по стране. И такой результат достигается
при том, что эти экзамены, дающие право на поступление
в высшие учебные заведения, сдает больший процент
учеников (причем специально не отбиравшихся
в первый класс), чем в обычных школах.
Конечно, не стоит переоценивать
значение таких статистических данных. Все мы
знаем, что человек учится в течение всей жизни
и усваивает информацию в гораздо больших объемах
после окончания школы. Важно одно: сумеет ли
он воспользоваться в жизни теми знаниями, которые
получил в школе. А это зависит от того, насколько
здоровым и способным его вырастила школа, насколько
активно он относится к жизни, насколько живым
и близким к действительности является его мышление.
В Финляндии было проведено
два опроса, как выпускники школ устроились в
жизни. Результаты первого опроса в Хельсинки
в 1985 г. показали, что профессиональное распределение
выпускников штайнеровских школ почти такое же,
как и обычных. К тому же следует отметить, что
среди выпускников штайнеровских школ не нашлось
ни одного безработного. Подобный опрос был проведен
в Тампере в 1990—1991 гг., когда средний уровень
безработицы в Финляндии составлял 5%, а среди
молодежи до 25 лет — почти 15%. Такой показатель
безработицы в условиях рыночной экономики соответствовал
мировому. Среди бывших выпускников штайнеровских
школ, а они были моложе 25 лет, опять-таки не
нашлось безработных. В Норвегии в 1996 г. результаты
опроса показали, что среди норвежских выпускников
штайнеровских школ уровень безработных на 50%
ниже.
Результаты опросов очень важны
для понимания преимуществ штайнеровской педагогики
и помогают сделать определенные выводы. Получается,
что выпускники штайнеровских школ приспособлены
к жизни лучше своих сверстников и быстрее могут
найти работу или учебу. Можно предположить,
что педагоги помогли развиться человеческим
способностям учащихся в правильном направлении.
Учение о человеке и штайнеровская
педагогика
У каждого педагога существует
свое представление о человеке, которое неосознанно
влияет на формирование педагогических взглядов
учителя. Известно, что каждая педагогическая
теория или отдельно взятые педагогические методы
так или иначе основываются на определенных представлениях
о человеке.
Штайнеровская педагогика также
опирается на учение о человеке. Учитель, используя
в своей работе лишь отдельные элементы, не сможет
приблизиться к пониманию ее сущности. Если же
педагог поймет учение о человеке и будет применять
его на практике, он самостоятельно сможет разработать
свою практическую дидактику и методику и иногда
в формах, отличающихся от разработанных другими.
На каких же представлениях
о человеке основывается штайнеровская педагогика?
В современном мире взаимодействует множество
различных психологических и философских направлений
человеческой мысли, одно другого сложнее в своих
теоретических построениях. Но если попытаться
найти их внутренний стержень, их исходную точку,
тогда все философские модели можно разделить
на две основные группы в соответствии с тем,
как они определяют человеческую индивидуальность.
К первой группе можно отнести
теории (а они являются наиболее распространенными
в современном мире), которые не оставляют за
человеком права на существование у него свободной
духовной индивидуальности: человек предстает
как продукт неумолимых природных законов, как
растение или животное, только более сложный
по своему строению, так как является результатом
более длительного эволюционного процесса.
Существо человека в контексте
данных мировоззренческих концепций определяется,
с одной стороны, наследственностью, с другой
— окружением, т.е. человек — это комбинация
генов, другими словами, генотип, который дается
ему при рождении. На эту базовую программу,
выражаясь компьютерным языком, влияет в большей
или меньшей мере окружающий мир (средовая обусловленность).
В данной статье мы не будем останавливаться
на проблемах взаимовлияния и приоритетности
того или иного фактора внешнего воздействия
на человека или обсуждать, что является более
важным — методы воспитания, особенности окружающей
природы или исторические и экономические условия
жизни человека. В любом случае в свете этих
теорий мысли, чувства, желания человека — это
лишь результат двух основных линии воздействия:
наследственности и среды. Неумолимость природных
законов проявляется с той же силой, с какой
на кусте розы определенного вида в определенных
условиях распускаются цветы именно данного сорта.
Если мы таким образом определяем человека, то
это не позволяет нам считать его индивидуальность
некой автономной сущностью. Один человек отличается
от другого вследствие комбинации влияющих на
него факторов. Ведь именно так объясняется невозможность
существования двух одинаковых людей. Хотелось
бы подчеркнуть, что все поступки человека обусловливаются
некими внешними факторами, а не выводятся из
сущностной человеческой природы, в которой звучит
голос его “Я”.
Штайнеровская педагогика исходит
из иного понимания человеческого существа. Несомненен
тот факт, что человек наследует многие качества,
а также мы признаем, что окружение, среда или
факторы внешнего воздействия оказывают огромное
влияние на развитие человека. Но, составляя
картину человека, лежащую в основе штайнеровской
педагогики, мы принимаем во внимание еще одну
важную сторону человеческого существа, которую
определяем понятием “человеческая индивидуальность”.
Ясно, что человеческая индивидуальность не является
следствием или проявлением генотипа или средовой
обусловленности, а является самоценной духовной
сущностью человека. Это духовное человеческое
начало или, другими словами, человеческое “Я”
невозможно воспринять с помощью органов чувственного
восприятия, т.е. определить по цвету, измерить
с помощью каких-либо инструментов или определить
на вкус. Но каждый из нас с уверенностью ощущает
его проявление в себе самом или своих ближних.
Понятно, что если считать сущностным
центром человеческого существа духовное “Я”,
то, соответственно, процесс человеческого мышления
нельзя рассматривать как чисто материалистическое
явление. В прошлом веке была высказана мысль
о том, что вещество, материя способны мыслить.
Десятилетиями процесс мышления сравнивался с
работой слюнной железы: мозг или вещество производит
мысли так же, как слюнная железа выделяет слюну.
В штайнеровской педагогике
человеческое мышление рассматривают не как способность
вещества, а как способность самого человека.
Эта способность проистекает из того сущностного
духовного “Я” человека, которое мыслит и творит
не в материальном вещественном мире, а в мире
духовного бытия. Эта духовная индивидуальность
человека, его духовное “Я”, является центром
человеческой свободы и творчества. Именно внутренняя
духовная сущностность стоит над природными и
средовыми факторами, воздействующими на человека.
Ведь человек, рассматриваемый лишь как продукт
наследственности и окружения, не может обладать
ни силой творчества, ни внутренней свободой.
Его поступки определяет природа, и она является
творцом. Невозможно найти источник человеческой
свободы, рассматривая человека лишь как природное
и общественное существо. Источником человеческой
свободы и творчества может являться только “Я”
человека, его свободная и созидающая духовность.
Какова же практика?
Если бы предыдущую главу прочитал
философ, он бы, наверное, нашел, что проблема
рассмотрена слишком упрощенно и неполно, а учитель,
вероятно, спросил бы: какой же практический
смысл имеют эти рассуждения для реальной воспитательной
работы? Именно этому учителю я адресую свой
ответ.
Представим себе школьный класс,
тридцать маленьких первоклашек, чьи улыбающиеся
лица способны смягчить сердце любого взрослого.
Перед ними учитель — мудрец, пришедший из огромного
взрослого мира. Большинство детей смотрят на
него, как цветы подсолнуха на солнце. В таких
условиях учителю легко завоевать уважение ребят,
на фоне которого может померкнуть даже авторитет
родителей. Но это означает также и то, что на
плечи учителя ложится ответственность за маленьких
доверчивых детей, за их здоровое нормальное
развитие в течение всех школьных лет. И поэтому
очень важно знать, каким человеком является
наставник, что и как он думает и чувствует.
Видит ли он перед собой лишь материал для обработки,
или детей, на чьи головы он выльет ушат знаний,
или ребятишек, которых будет заставлять слушаться
с помощью системы наказаний и поощрений. Атмосфера
в таком классе будет одна. Или учитель видит
перед собой тридцать маленьких индивидуальностей,
каждой из которых предстоит внести вклад в наш
общий мир. Обращаясь к каждому из них, учитель
чувствует себя помощником на пути развития их
способностей. Атмосфера такого класса, такого
процесса обучения будет иной.
Каждый учитель обладает большим
или меньшим опытом, он может быть находчивым
или неуверенным. В младших классах не имеет
особого значения, каково образование у учителя.
Самое важное — что он думает о детях, с каким
внутренним настроением приходит в класс, хочет
ли он помочь ученикам развить свои способности
или выучить “умных животных” для производства,
служения какому-либо религиозному культу или
обслуживания идеологической системы. А может
он идет в класс лишь за тем, чтобы получить
зарплату? Именно поэтому так важно учителю задуматься
над вопросом о человеческой сущности, выяснить
для себя представления о человеке и взаимосвязь
с ежедневной педагогической работой.
Штайнеровская педагогика,
политика и религия
Из вышесказанного можно предположить,
каково отношение штайнеровской педагогики к
политике или религии. Но хотелось бы еще раз
отметить, что цель штайнеровской педагогики
в воспитании свободных, способных и творчески
мыслящих людей.
Идея, выражающаяся в попытках
воспитания детей для целей какой бы то ни было
идеологии или господствующей в данный момент
мировоззренческой системы, сама по себе, с точки
зрения развития человека, абсурдна. Мы не знаем,
каким будет общество и государственное устройство
через несколько поколений, где наши ученики
захотят жить и работать. Единственное, в чем
мы можем им помочь, — постараться воспитать
их порядочными людьми.
Такая же безусловная свобода
определяет отношение школы к религиозным убеждениям
родителей и учеников. Образованный человек знает,
какая несправедливость происходит в мире из-за
слепого догматизма того или иного религиозного
направления, приводящего к страданиям людей.
Было бы бессмысленно вырастить из детей фанатических
последователей одной из конфессий, которые бы
не умели принимать своих ближних, исходя из
их чистой человечности.
Искаженное понимание штайнеровской
педагогики по данному вопросу часто является
следствием невежества или совершается преднамеренно.
В последнем случае это происходит тогда, когда
кто-либо, догматически отстаивая свои собственные
убеждения, видит опасность в том, что в людях
воспитывают их индивидуальное свободное мышление.
Тот факт, что картина человека
в штайнеровской педагогике содержит в себе представление
о духовном человеческом “ Я ”, является в действительности
стремлением реализовать свою свободу и индивидуальность.
Материалистическая картина человека, созданная
генотипом и средовой обусловленностью, в действительности
не может содержать в себе понятие свободы личности.
Эту исходную точку зрения необходимо понимать,
чтобы верно представлять штайнеровскую педагогику.
Об учениках штайнеровской
школы
Иногда можно услышать, что
штайнеровские школы подходят только для определенного
типа учеников. Это не соответствует действительности.
Штайнеровская школа создана для самых различных
групп детей, так же как и традиционная. Ее методика
позволяет обучать и воспитывать более широкие
группы детей без предварительного отбора в классы.
Мы акцентируем внимание на одаренности отдельных
детей при обучении, а также работаем с детьми,
которых в обычной школе распределили и>1
в коррекционный класс.
Для чего нужны штайнеровские
школы?
Педагогическая задача штайнеровских
школ, прежде всего, в развитии способностей
ребенка и молодого человека. Обучение полностью
подчинено воспитательным целям. Уровень знаний
у учеников штайнеровских школ не ниже, чем в
обычных школах, и эти знания усвоены прочнее.
Наиболее распространенным взглядом на современную
школу является то, что в ней детей обучают знаниям,
и чем раньше и в большем объеме, тем лучше.
Предполагается, что эти знания, так же как заложенная
в компьютер информация, принесут в будущем пользу.
Обучение в штайнеровской школе
строится следующим образом: оценивается как
содержание, так и способ подачи учебного материала
в соответствии с возрастными особенностями развития
ребенка. Способности ребенка должны развиваться
самым оптимальным способом. В этом и состоит
важнейший вклад штайнеровской педагогики в общее
дело воспитания и обучения детей. Штайнеровская
педагогика пытается привнести в традиционную
педагогическую культуру новые плодотворные импульсы.
На чем основывается штайнеровская
педагогика?
Научной основой штайнеровской
педагогики является антропософская духовная
наука. Представления о человеке в штайнеровской
педагогике основываются именно на этом научном
направлении, в котором человек рассматривается
не только как продукт воздействия наследственности
и окружения, но и как носитель своего духовного
“Я”.
Антропософскую духовную науку
понимают по-разному, и часто, к сожалению, неверно.
Поскольку в ней при рассмотрении человека во
внимание принимается его духовность, то подчас
думают, что речь идет о религии. Но религия
в силу своего внутреннего качества — это то,
во что люди верят. Научное исследование опирается
не на веру, а на силы самостоятельного мышления.
В этом смысле и следует рассматривать антропософскую
духовную науку как возможность создавать научные
умозаключения по тем явлениям, которым методика
науки, построенной на позитивизме, не находит
объяснений.
Полезные
ссылки
|