Каким же критериям должно отвечать дошкольное
учреждение, чтобы родители были спокойны за
своего ребенка и уверены, что пребывание в
выбранном детском саду положительно скажется
на его будущем?
Безусловно, это и хороший уход, и здоровое,
полноценное питание, и подходящий режим дня.
Но не эти характеристики детского сада формируют
интеллект и личность ребенка, а содержание
занятий с детьми, их насыщенность и та атмосфера
в детском коллективе, которая создается педагогами.
Расспросите своего ребенка, посещающего типовой
садик, чем он занимается, как к нему относятся
воспитатели и дети.
Если рассказ ребенка будет скуден, ребенок
не по-доброму отзовется о персонале или сверстниках,
а в садик ходит без желания, то это вероятнее
всего заставит вас подумать о его смене. Не
придавайте слишком большого значения замечаниям
педагогов, что ваш ребенок недостаточно самостоятелен
или плохо адаптируется в коллективе.
Профессиональный педагог, вооруженный совершенной
педагогической системой, может помочь адаптироваться
в коллективе любому психически здоровому ребенку.
Приведенным критериям полностью отвечает
вальдорфская педагогическая система и созданные
на ее основе детские сады и школы. К сожалению,
поверхностные суждения некоторых малоосведомленных
людей часто заставляют родителей проходить
мимо этого уникального и, в то же время, распространенного
в мире педагогического явления. Достаточно
сказать, что вальдорфские детские сады и школы
существуют в 43 странах мира, а это свыше
700 только средних школ.
Германия - 167
Австрия - 10
Голландия - 96
Эстония - 9
США - 91
Чехия - 7
Швеция - 39
Латвия - 5
Швейцария - 36
Польша - 3
Норвегия - 28
Украина - 3
Великобритания - 26
Израиль - 3
Бельгия - 21
Япония - 1
Финляндия - 18
Киргизия, Грузия, Казахстан - 1
Россия - 18
Китай - 1
Италия - 17
Индия - 1
Дания - 17
Австралия и Новая Зеландия - 41
Франция - 13
Страны Африки - 16
Канада - 12
Страны Южной Америки - 24
Венгрия - 12
и др. страны мира
Детских садов более 2000. Основная часть
школ и детских садов действуют в рамках системы
государственного образования.
Как видно из списка, вальдорфская педагогика
находит поддержку главным образом в странах
европейской культуры.
Вальдорфская педагогика не относится к новым,
недавно появившимся направлениям. Ее истоки
- в начале 20 века, в Германии, где на основе
идей известного австрийского мыслителя Рудольфа
Штайнера, основоположника "антропософской
антропологии", была создана первая школа
в городе Штудгарте при фабрике "Валдорф-Астория".
Антропософия - философское учение о человеке
Рудольфа Штайнера, удивительным образом объединяет
закономерности развития человека как существа
биологического, социального и духовного. Ее
идеи уже почти 80 лет питают практическую
педагогику. Во время войны в Германии вальдорфские
школы были закрыты, т.к. не отвечали идеологии
фашизма.
После войны вальдорфская педагогика фактически
пережила свое второе рождение и стала достоянием
всего человечества. Ее распространение в мире
связано и с тем, что ни одно из педагогических
направлений не имеет так много общего в странах,
значительно отличающихся своими культурными
и национальными традициями - в Европе, Азии,
Африке, Америке. Это важное достоинство и
для детей, меняющих страну проживания: во-первых,
вальдорфская педагогика ориентирована на личность
ребенка независимо от его интеллекта, возраста,
национальности, вероисповедания, материальной
положения и др., во-вторых, если ребенок посещает
вальдорфскую группу, то в любой стране мира
детский сад и школа для него будут родными
и близкими, поскольку все они являются элементами
единой мировой системы. Автор испытал это
на собственном опыте, когда дочь, посещавшая
в России вальдорфскую группу и вынужденная
в течение некоторого времени посещать обычный
пражский детский сад, шла туда со слезами,
а перейдя в вальдорфский заплакала, от того,
что ее оставили дома из-за простуды.
Такой результат достигается общностью методологической
основы, которая учитывает настроение детей,
их заинтересованность. Эмоциональный подъем
создается здесь не только доброжелательным
и уважительным отношением к ним педагогов,
но и особым стилем, формой построения занятий,
большим объемом общения, совместными играми,
песнями. Педагоги разных стран тесно контактируют
между собой на регулярно организуемых съездах,
семинарах, выставках, мастер-классах.
Обычно группа вальдорфского д/с включает
детей разного возраста, что позволяет ребенку
проиграть в коллективе все возрастные роли
(младший, средний, старший). Дети легко и
естественно совершенствуют свои речевые способности
на регулярно проводимых специальных занятиях
и занятиях "эвритмией" - сопровождение
жестами и движениями ритмических песен и стихотворных
фраз - методическое изобретение Р.Штайнера.
В отличие от многочисленных "обучающих
программ" - чтению, счету и т.п., она
дает ребенку не просто "наученность"
определенным навыкам, а создает основу интеллекта
- способность к творческому, созидательному
мышлению, которая и позволяет ребенку в дальнейшем
легко овладевать любыми навыками. Народные
традиции, которыми живет вальдорфская группа
- это и огромная познавательность, и формирование
исторически-временных и культурных представлений.
Один из примеров формирования комплекса знаний
и логического мышления - участие детей в изготовлении
хлеба от посадки зерен до выпечки. Ни одно
звено это процесса для них не будет потеряно,
как это зачастую бывает после занятий по учебнику
в обычной школе. Вообще, программа вальдорфского
детского сада (школы) настолько продумана
и психологически обоснована, что вызывает
большое сожаление недостаточное количество
детских учреждений, следующих ей и как следствие
этого, дефицит мест в вальдорфских детских
садах и школах как в России, так и за рубежом.
Вальдорфская педагогика, основанная на идеях
Р.Штайнера, выполняет важнейшую социальную
функцию - поскольку это в полном смысле слова
педагогика равных возможностей. Она стремится
раскрыть личный потенциал каждого ребенка,
не делит формально детей на более способных
и менее способных, а создает условия для личностного,
интеллектуального, духовного роста любому
ребенку, учитывая его индивидуальные особенности.
Р.Штайнер также придерживался позиции неразделения
учеников по принципу материального достатка,
и уже в первой вальдорфской школе одновременно
обучались как дети рабочих, так и дети из
сосотоятельных семей. Вальдорфская школа -
одна из немногих, где практически отсутствует
проблема употребления наркотиков учащимися.
Это не связано с усиленной антинаркотической
пропагандой - просто здесь дети не только
получают знания, но для них создаются психологические
условия, которые в принципе несовместимы с
такого рода влечением, у ученика формируется
соответствующее мировоззрение и жизненная
позиция. Для него характерны доброжелательное
и оптимистическое отношение к жизни и к людям.
Основные причины, сдерживающие более массовое
внедрение вальдорфской педагогики - консервативность
традиционной педагогики и недостаток преподавательских
кадров, т.к. вальдорфский педагог должен дополнительно
пройти 3-х годичные курсы, аттестованные Центром
вальдорфской педагогики г.Штудгарта. Во многих
странах мира немецкими, голландскими, шведскими,
датскими вальдорфскими педагогами регулярно
проводятся такие курсы-семинары. Как для педагогов,
так и для родителей проводит лекции по психологии
выдающийся анторопософский психолог Иоганнес
Шнейдер из Германии, неоднократно посещавший
с лекциями и Россию.
Несмотря на столь долгое существование вальдорфской
педагогики, многолетнюю практику, она не была
известна широкому кругу людей в бывших странах
социализма, и сейчас ее распространение в
этих странах воспринимается многими как "новшество"
или "новомодное течение", а занятым
работой родителям подчас трудно разобраться
в ее сути и участвовать в процессе воспитания.
И все же, время, потраченное на приобщение
к этому педагогическому направлению, не будет
потрачено даром. Антропософия и вальдорфская
педагогика очень многое дает для духовного
развития и взрослым, и детям, а практически
все родители, сталкивающиеся с ней, находят
для себя что-то полезное и интересное. Не
случайно на выставке вальдорфских школ, проходившей
в Праге в 1998 году неоднократно можно было
услышать высказывания родителей: "Жаль,
что мне не довелось учиться в такой школе!"