Главная

Вальдорфские школы в России

Вальдорфские детские сады

Статьи

Книги

Педагогика равных возможностей

Каким же критериям должно отвечать дошкольное учреждение, чтобы родители были спокойны за своего ребенка и уверены, что пребывание в выбранном детском саду положительно скажется на его будущем?

Безусловно, это и хороший уход, и здоровое, полноценное питание, и подходящий режим дня. Но не эти характеристики детского сада формируют интеллект и личность ребенка, а содержание занятий с детьми, их насыщенность и та атмосфера в детском коллективе, которая создается педагогами. Расспросите своего ребенка, посещающего типовой садик, чем он занимается, как к нему относятся воспитатели и дети.

Если рассказ ребенка будет скуден, ребенок не по-доброму отзовется о персонале или сверстниках, а в садик ходит без желания, то это вероятнее всего заставит вас подумать о его смене. Не придавайте слишком большого значения замечаниям педагогов, что ваш ребенок недостаточно самостоятелен или плохо адаптируется в коллективе.

Профессиональный педагог, вооруженный совершенной педагогической системой, может помочь адаптироваться в коллективе любому психически здоровому ребенку.

Приведенным критериям полностью отвечает вальдорфская педагогическая система и созданные на ее основе детские сады и школы. К сожалению, поверхностные суждения некоторых малоосведомленных людей часто заставляют родителей проходить мимо этого уникального и, в то же время, распространенного в мире педагогического явления. Достаточно сказать, что вальдорфские детские сады и школы существуют в 43 странах мира, а это свыше 700 только средних школ.

Германия - 167
Австрия - 10
Голландия - 96
Эстония - 9
США - 91
Чехия - 7
Швеция - 39
Латвия - 5
Швейцария - 36
Польша - 3
Норвегия - 28
Украина - 3
Великобритания - 26
Израиль - 3
Бельгия - 21
Япония - 1
Финляндия - 18
Киргизия, Грузия, Казахстан - 1
Россия - 18
Китай - 1
Италия - 17
Индия - 1
Дания - 17
Австралия и Новая Зеландия - 41
Франция - 13
Страны Африки - 16
Канада - 12
Страны Южной Америки - 24
Венгрия - 12
и др. страны мира

Детских садов более 2000. Основная часть школ и детских садов действуют в рамках системы государственного образования.

Как видно из списка, вальдорфская педагогика находит поддержку главным образом в странах европейской культуры.

Вальдорфская педагогика не относится к новым, недавно появившимся направлениям. Ее истоки - в начале 20 века, в Германии, где на основе идей известного австрийского мыслителя Рудольфа Штайнера, основоположника "антропософской антропологии", была создана первая школа в городе Штудгарте при фабрике "Валдорф-Астория".

Антропософия - философское учение о человеке Рудольфа Штайнера, удивительным образом объединяет закономерности развития человека как существа биологического, социального и духовного. Ее идеи уже почти 80 лет питают практическую педагогику. Во время войны в Германии вальдорфские школы были закрыты, т.к. не отвечали идеологии фашизма.

После войны вальдорфская педагогика фактически пережила свое второе рождение и стала достоянием всего человечества. Ее распространение в мире связано и с тем, что ни одно из педагогических направлений не имеет так много общего в странах, значительно отличающихся своими культурными и национальными традициями - в Европе, Азии, Африке, Америке. Это важное достоинство и для детей, меняющих страну проживания: во-первых, вальдорфская педагогика ориентирована на личность ребенка независимо от его интеллекта, возраста, национальности, вероисповедания, материальной положения и др., во-вторых, если ребенок посещает вальдорфскую группу, то в любой стране мира детский сад и школа для него будут родными и близкими, поскольку все они являются элементами единой мировой системы. Автор испытал это на собственном опыте, когда дочь, посещавшая в России вальдорфскую группу и вынужденная в течение некоторого времени посещать обычный пражский детский сад, шла туда со слезами, а перейдя в вальдорфский заплакала, от того, что ее оставили дома из-за простуды.

Такой результат достигается общностью методологической основы, которая учитывает настроение детей, их заинтересованность. Эмоциональный подъем создается здесь не только доброжелательным и уважительным отношением к ним педагогов, но и особым стилем, формой построения занятий, большим объемом общения, совместными играми, песнями. Педагоги разных стран тесно контактируют между собой на регулярно организуемых съездах, семинарах, выставках, мастер-классах.

Обычно группа вальдорфского д/с включает детей разного возраста, что позволяет ребенку проиграть в коллективе все возрастные роли (младший, средний, старший). Дети легко и естественно совершенствуют свои речевые способности на регулярно проводимых специальных занятиях и занятиях "эвритмией" - сопровождение жестами и движениями ритмических песен и стихотворных фраз - методическое изобретение Р.Штайнера. В отличие от многочисленных "обучающих программ" - чтению, счету и т.п., она дает ребенку не просто "наученность" определенным навыкам, а создает основу интеллекта - способность к творческому, созидательному мышлению, которая и позволяет ребенку в дальнейшем легко овладевать любыми навыками. Народные традиции, которыми живет вальдорфская группа - это и огромная познавательность, и формирование исторически-временных и культурных представлений. Один из примеров формирования комплекса знаний и логического мышления - участие детей в изготовлении хлеба от посадки зерен до выпечки. Ни одно звено это процесса для них не будет потеряно, как это зачастую бывает после занятий по учебнику в обычной школе. Вообще, программа вальдорфского детского сада (школы) настолько продумана и психологически обоснована, что вызывает большое сожаление недостаточное количество детских учреждений, следующих ей и как следствие этого, дефицит мест в вальдорфских детских садах и школах как в России, так и за рубежом.

Вальдорфская педагогика, основанная на идеях Р.Штайнера, выполняет важнейшую социальную функцию - поскольку это в полном смысле слова педагогика равных возможностей. Она стремится раскрыть личный потенциал каждого ребенка, не делит формально детей на более способных и менее способных, а создает условия для личностного, интеллектуального, духовного роста любому ребенку, учитывая его индивидуальные особенности. Р.Штайнер также придерживался позиции неразделения учеников по принципу материального достатка, и уже в первой вальдорфской школе одновременно обучались как дети рабочих, так и дети из сосотоятельных семей. Вальдорфская школа - одна из немногих, где практически отсутствует проблема употребления наркотиков учащимися. Это не связано с усиленной антинаркотической пропагандой - просто здесь дети не только получают знания, но для них создаются психологические условия, которые в принципе несовместимы с такого рода влечением, у ученика формируется соответствующее мировоззрение и жизненная позиция. Для него характерны доброжелательное и оптимистическое отношение к жизни и к людям.

Основные причины, сдерживающие более массовое внедрение вальдорфской педагогики - консервативность традиционной педагогики и недостаток преподавательских кадров, т.к. вальдорфский педагог должен дополнительно пройти 3-х годичные курсы, аттестованные Центром вальдорфской педагогики г.Штудгарта. Во многих странах мира немецкими, голландскими, шведскими, датскими вальдорфскими педагогами регулярно проводятся такие курсы-семинары. Как для педагогов, так и для родителей проводит лекции по психологии выдающийся анторопософский психолог Иоганнес Шнейдер из Германии, неоднократно посещавший с лекциями и Россию.

Несмотря на столь долгое существование вальдорфской педагогики, многолетнюю практику, она не была известна широкому кругу людей в бывших странах социализма, и сейчас ее распространение в этих странах воспринимается многими как "новшество" или "новомодное течение", а занятым работой родителям подчас трудно разобраться в ее сути и участвовать в процессе воспитания. И все же, время, потраченное на приобщение к этому педагогическому направлению, не будет потрачено даром. Антропософия и вальдорфская педагогика очень многое дает для духовного развития и взрослым, и детям, а практически все родители, сталкивающиеся с ней, находят для себя что-то полезное и интересное. Не случайно на выставке вальдорфских школ, проходившей в Праге в 1998 году неоднократно можно было услышать высказывания родителей: "Жаль, что мне не довелось учиться в такой школе!"

Полезные ссылки