Педагогика и возраст
Педагогика вальдорфских школ построена на
познании растущего ребенка и на учете условий
и законов развития человека. Воспитание и
обучение всегда должны основываться на науке
о человеке. В связи с этим принципом возникает
вопрос: насколько далеко простираются методы
этой науки? Методы обычной сегодня антропологии
— под этим мы понимаем все научные дисциплины,
занимающиеся изучением человека — исследуют
непосредственно только физическое тело, а
духовное и душевное начала — лишь в той степени,
насколько они проявляются через физическое
тело. Но при этом особенности воспитания и
развития, скрытые в духовном и душевном, ускользают
из поля зрения. Р.Штейнер создал методы непосредственного
изучения душевной и духовной действительности,
в том числе человеческой души и духа. Они
лежат в основе вальдорфской педагогики и педагогической
деятельности учителей в вальдорфских школах.
Глубокое понимание развития в детстве и юности
показывает, что это не просто процесс непрерывно
прогрессирующего расширения знаний и умений.
Этот процесс отчетливо расчленен в связи с
тем, что в ребенке происходят метаморфозы,
в результате которых он приобретает новое
отношение к миру; прежние доминанты учебы
и развития отходят на задний план, уступая
место новым. Это происходит наиболее отчетливо
на седьмом году жизни и в возрасте от 12 до
14 лет. Поэтому вальдорфская педагогика выделяет
три фазы развития с совершенно специфическими
задачами, содержанием и методами воспитания.
В отличие от многократно критикуемой теории
фазного развития, вальдорфская педагогика
никогда не считала, что развитие человека
происходит по заранее заданной, генетически
детерминированной программе. Хотя указанные
перемены и находятся в тесной связи с возрастом
ребенка, однако на каждой ступени необходимо
стимулировать и направлять процесс развития
через воспитание и преподавание.
Педагогика возраста от 7 до 14 лет (1—8
год обучения)
В развитии ребенка седьмой год жизни означает
глубокое изменение его телесно-душевной формы.
Внешне это проявляется в первом изменении
телосложения ребенка и смене зубов (второе
изменение телосложения происходит в период
полового созревания). По многим признакам
физического развития можно заметить, что силы,
которые в раннем детстве действовали в формировании
тела, с этого момента больше не действуют
в нем. Теперь они становятся доступными ребенку
душевно как две тесно взаимосвязанные способности:
как способность к образной фантазии, к произвольным
воспоминаниям в образах, и как способность
творческого образного созидания и переживания.
Тем самым ребенок становится способен знакомиться
с миром и понимать мир в образах. По сравнению
с прежней связанностью сознания с чувственным
восприятием это означает начало формирования
самостоятельной внутренней жизни. Постигать,
изучать и понимать — эти способности реализуются
в отделившемся от внешнего мира душевно-внутреннем
процессе. Образ означает больше, чем внутреннее
представление ощущаемого. В образах фантазии
ребенок может схватывать не только отдельное,
но и события и взаимосвязи, не только явление,
но и внутренние закономерности, значение и
суть. Значение образа состоит и в том, что
образ своей наглядностью в отличие от абстрактного
характера понятий активно вызывает сопереживание
через чувство. Он оживляет и расширяет жизнь
чувств.
Ребенок еще не может самостоятельно постигать
связи и закономерности. Поэтому он хочет узнавать
и учиться понимать их при помощи учителя.
Учитель, способный преподавать образно, т.е.
не интеллектуально, а возбуждая фантазию и
чувство ребенка, становится для него авторитетом.
Образное преподавание — одно из самых универсальных
средств воспитания. Образы сказок и легенд,
мифологии, саг и биографий оказывают сильное
воздействие на развитие души, установок характера
и совести. Образы не принуждают как поучения
или авторитарно преподанные ценности. Они
возбуждают в ребенке углубление душевной жизни
и собственную нравственную волю.
Образное преподавание помогает детям обучаться
письму и чтению так, что это не является только
овладением некой культурной техникой. Занятия
искусством развивают чувство формы; культура
речи формирует чувство языка и звука. На этой
основе буква становится для ребенка образом
соответствующего звука, усвоение письма и
чтения — результатом более широкого образовательного
процесса. Подобным образом дети подводятся
к пониманию чисел и операций с числами.
К концу 9-го — началу 10-го года жизни к
фантазии добавляется осознанное понимание
внешнего мира. Ребенок приходит к обнаружению
двойственности себя самого и окружающего мира.
Теперь преподавание должно открыть ребенку
мир в различных проявлениях (от истории до
природы) во всем богатстве, смысле его явлений
и событий. Аналитическое рассмотрение может
лишь воспитать в подрастающем человеке отчуждение
от мира, а предмет преподавания может стать
лишь внешним знанием. В вальдорфских школах
учитель в процессе преподавания естественных
наук так описывает растения и животных, что
ученики своей фантазией и чувством могут проникнуть
в их формы, поведение и отношение к окружающему
миру, законы образования и жизни, постичь
душевную сущность растений и животных. Предшествующие
культуры и действующие в истории личности
вообще нельзя понять, не привлекая силы фантазии.
Образное преподавание развивает в детях мышление,
которое проникает сквозь поверхность вглубь
вещей и явлений. Оно ведет учеников к сопереживанию
и, следовательно, к расширению мира чувств.
Как известно, то, что усвоено через образ
и то, что затронуло наши чувства, усваивается
лучше всего. Поэтому образное преподавание
имеет особое значение и для развития памяти.
От учителя оно требует живой духовной проработки
и творческой образной подачи материала и во
всех тех областях, которые здесь не упоминаются.
Особое значение при воспитании имеют в первые
восемь лет учебы также уроки искусства и труда.
Процессы формирования души требуют, чтобы
один и тот же учитель на протяжении многих
лет следовал за учеником, сопровождая его
развитие. Поэтому в течение первых восьми
лет обучения основные предметы для каждого
класса преподает один и тот же классный учитель.
За эти восемь лет он ежедневно дает в своем
классе по крайней мере один спаренный урок
в течение двух часов. Поэтому он близко узнает
каждого ученика и его особенности. Таким образом
преподавание и воспитание могут слиться.
Преподавание после 14 лет (9—12 год обучения)
Во время полового созревания и второго изменения
телосложения молодой человек претерпевает
такие же значительные изменения, как и при
смене зубов. Благодаря сильному импульсу роста
в подростковый период, в своих конечностях
и в своей воле подросток вступает в более
глубокую связь с силой тяжести; при ломке
голоса появляется индивидуальный тембр; в
так называемых вторичных половых признаках
тело получает сильный душевный отпечаток.
Эти процессы вместе с половой зрелостью являются
выражением единого явления: молодой человек
осознает свое собственное личное существо.
При переходе от детства к юности человек начинает
свободнее и самостоятельнее вступать в соприкосновение
с окружающим миром личными силами своей души,
т.е. чувством и волей. Его стремление к внутренней
и внешней самостоятельности особенно ярко
выражается в новой установке — вырабатывать
взгляды, ориентировку и цели, исходя из своих
собственных оценок.
Личное обращение к окружающему миру позволяет
молодому человеку стать человеком своего времени.
Внутри него оживают идеалы и жизненные цели.
На их основе и на основе приобретшего личностный
оттенок чувства молодой человек ищет — сначала
неуверенно и неумело — личную связь с миром
и осознанное отношение к самому себе. Отсюда
появляются новые требования к преподаванию,
касающиеся как содержания, так и метода. Вместо
образного преподавания теперь используются
методы, развивающие в молодом человеке способность
к суждению, ориентированную на разнообразие
мира. Теперь в различных предметах (родной
язык, история, естественные науки и пр.) он
учится тщательно изучать материал, точно наблюдать
за явлениями и экспериментами. Одна из задач
учителя в этот период состоит в том, чтобы
факты преподносились обозримым образом и так,
чтобы ученик смог выработать на них способность
ясного суждения. При выработке суждения молодой
человек учится на феноменах выявлять в своем
мышлении понятия и идеи, которые выражают
духовные связи.
Тем самым преподавание основных предметов
приобретает более научный характер. Но речь
не может идти о том, чтобы навязывать молодому
человеку гипотезы и модели, т.е. мысли и аргументы
других людей. Преподавание нуждается в преимущественно
феноменологической ориентировке. Модели обсуждаются
во вторую очередь. Когда они основываются
на собственной оценке ученика, то теряют скрыты
и догматизм, парализующе действующий на людей
этого возраста, который слепую веру выдаст
за научное знание.
Образование способности суждения связано
с развитием личного взгляда на мир. Чтобы
при преподавании истории искусств прийти к
оценке произведения искусства (пластика, живопись
или архитектура), молодой человек должен сначала
вжиться в него, а уж потом он сможет дать
оценку его качества и сравнить с другими произведениями.
Это ведет к воспитанию эстетического переживания.
Чтобы в биологии постичь принципы живого развития
и вынести суждение, молодой человек должен
развивать способности сотворчески вникать
в суть живого существа на разных стадиях развития.
Великие произведения литературы откроются
ему только в том случае, если будет достаточно
зрелым его понимание человеческой судьбы,
человеческих характеров и т.п. То же самое
относится и к математике, физике и др. Таким
образом способность суждения тесно связана
с человеческий личностью и ее развитием. Важно,
чтобы действующий в подростках и молодых людях
дух не приобрел бы неполноценной формы ни
к чему не обязывающей и повсюду одинаковой
интеллектуальности.
В вальдорфских школах учитывается внутренняя
ориентация молодого человека на жизнь своего
времени. Технология, процессы экономической
жизни, условия жизни и труда, социальные проблемы
изучаются точно так же, как астрономия или
математика. Согласно сформированному Рудольфом
Штейнером принципу, любое преподавание должно
учить жизни.
На стремление молодого человека к честному
труду вальдорфская школа отвечает преподаванием
разнообразных ремесел. Особенно глубокую связь
с личными силами души молодого человека, с
его активным развитием и его духовно-творческими
глубинами имеет искусство. Без непрерывных
упражнений в таких областях искусства как
пластика, живопись, рисунок, музыка, языки,
образование человека в этом возрасте будет
недостаточным.
Организация преподавания
Школа, которая желает воплотить идеал широкого
и целостного человеческого образования, должна
при организации преподавания следить за тем,
чтобы учебный материал не становился выше
человека. Тиранией учебного материала можно
очень легко ограничить и деформировать развитие
человека. Основное условие состоит в том,
чтобы преподавание проходило, по возможности,
в более тесном контакте между учителем и учениками.
Если учитель строит свои уроки с учетом душевных
особенностей, индивидуальных способностей
и слабостей своих учеников и предпринимает
необходимые шаги для развития учеников, стараясь
при этом постоянно вновь и вновь духовно проникать
в материал, то у учебников не остается никакой
функции. Учебники, как правило, слишком бедны
по содержанию и в них нет отношения к конкретной
педагогической ситуации. Задача учебника —
дать некий усредненный объем знаний. Если
это преобладает в преподавании, то школа погружается
в бесцветную монотонность. Напротив, учитель
в вальдорфской школе постоянно заново разрабатывает
материал, работая с разнообразными источниками.
То, что обсуждается изучается в процессе преподавания,
находит отражение затем в рабочих тетрадях
и в «тетрадях эпох» учеников. Начиная со средних
классов, эти работы все больше становятся
собственно домашними работами и обобщениями
учеников.
Ежедневная организация преподавания, соответствующая
внутреннему строю жизни подрастающего человека,
исходит из различных особенностей предметов
обучения. Те предметы, в которых изучается
одна замкнутая специальная область (например,
родной язык, история, география, математика,
человековедение, естествознание, физика, химия)
даются в форме так называемых эпох. В течение
всего срока 12-летнего обучения, ежедневно
с самого начала утренних занятий, на спаренном
уроке в течение 3-4 недель обсуждается определенная
тема. Занятие одной темой продолжительное
время позволяет сконцентрировать обучение,
что достигается только тогда, когда на следующий
день повторяют, углубляют и продолжают пройденный
накануне материал. Это дает возможность при
большом диапазоне способностей учеников старательно
работать над расширением знаний, созреванием
способностей и углублением силы переживания.
Опасение, что в связи с такой организацией
преподавания ученики затем забудут пройденный
материал, не подтверждается практикой. В действительности
опыт показывает, что в начале новой эпохи
материал аналогичной эпохи, пройденной несколько
месяцев назад, быстро восстанавливается. Как
известно, лучше всего усваивается тот материал,
которым человек интенсивно и с интересом занимался,
с которым он был связан. Таким образом, преподавание
эпохами соблюдает принцип экономии, концентрации
и плодотворного перерыва.
Оно одновременно является основой для гигиенической
организации учебного дня. Своим содержанием
оно обращается к таким качествам в ученике,
как восприятие и мыслительное проникновение
в материал, т.е. к тем духовно-душевным силам,
которые особенно свежи и подвижны в утренние
часы. В течение дня к преподаванию по эпохам
примыкают предметы, которые требуют постоянной
тренировки и упражнений. Это уроки иностранного
языка, искусства, музыки, эвритмии, живописи,
пластики, ручного труда. Эти предметы, составляющие
так называемое «специальное преподавание»,
даются на простых и спаренных уроках. Те уроки,
которые требуют применения физических сил
(садоводство, ремесло, физкультура) проводятся,
по возможности, во второй половине дня или
перед обедом. Сначала умственная деятельность,
затем — все, что требует упражнений и занятий
искусством, и затем — телесная волевая деятельность.
Это дает осмысленную последовательность активизации
всего человека.
Одна из особенностей учебного плана вальдорфских
школ состоит в раннем начале преподавания
иностранных языков. Как раз первые школьные
годы — это время высокой языковой пластичности.
Уроки иностранных языков начинаются уже с
первого года обучения. Сначала дети изучают
иностранный язык в форме маленьких диалогов,
стихотворений, песен и пьесок. Когда затем
на четвертом году обучения начинаются письмо
и грамматика, дети, как правило, уже владеют
немного устной речью. Этот путь избавляет
от многих проблем, которые возникают, когда
дети одновременно должны обучаться устному
владению языком, чтению и грамматике.